К 90-летию со дня рождения Элема Климова
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося режиссёра и сценариста Элема Климова. Его последнюю работу "Иди и смотри" называют одним из главных фильмов о войне. Драматические сцены в этой картине оставляют неизгладимое впечатление, в том числе, из-за мастерской работы со звуком. Подробнее – в материале Станислава Анисимова.
По словам звукорежиссера фильма, озвучка кинохроники оказалась одной из самых сложных работ. Подбор звуков, конкретное изображение, сочетание их с музыкой, монтаж оригинальной фонограммы. В этом и есть уникальность ленты "Иди и смотри".
"Мы использовали с режиссером такие плазмы звуковые, которые обволакивают, куда-то тебя тащут, ведут и так далее. Это все нужно было делать и придумывать", – отметил звукорежиссер фильма Виктор Морс.
При съемках сцен сожжения деревни Элем Климов сам закрывал глаза. Запредельная тема выражалась в почти документальной манере съемки. Отсюда и фонограмма, записанная на площадке. Микрофоны были установлены рядом с объектами.
"Это было потрясение. Там этот звукозрительный ряд, он един. Фильм прекрасно снят замечательным оператором. Это громадная работа звукорежиссера. Вот этот звуковой ряд, он поразителен по своей выразительности", – заявил звукорежиссер Борис Венгеровский.
События фильма мы воспринимаем субъективно. Не только видим, но и слышим вместе с главным героем. 17-летний герой – наш проводник в мир тотального ужаса войны. Общие планы совмещены с внутренней реакцией. Буквально изменением сознания.
"А я спрашиваю у ребят, у тех, кто прошел Афган. Они говорят, что слышат только свой внутренний голос и все. И только что-что в ушах стоит. И я примерно придумал, как это должно быть", – заметил Морс.
Сцена контузии решена при помощи звукового искажения и постоянного звона. Сам Климов называл этот прием "сверхкино" из-за гиперреалистичного изображения внутренного состояния главного героя.
"Я когда в первый раз это увидел, я увидел себя, и мне казалось, что даже в зале заложило уши. И многие, кто сидели на показе, они пытались что-то сделать, чтобы убрать этот дискомфорт", – отметил народный артист России Алексей Кравченко.
В съемках фильма принимали участие спасшиеся жители деревень. Те, кто помнит войну. Их крики – в фонограмме массовых сцен.
"И там эти крики, мы их искали, в том числе, и в ожоговом центре, но все это не вошло", – заключил Морс.
Звуковая партитура фильма, состоящая в основном из подлинных шумов, записанных на площадке, передает кошмар войн, обращается к темным углам памяти зрителя, воскрешая самые страшные образы.