В Москве представили выставку к 100-летию со дня рождения Эдуарда Браговского
Выставка к 100-летию со дня рождения народного художника России Эдуарда Браговского открылась в Российской академии художеств. Любимым синим цветом художник создавал на холсте неповторимый живописный мир. Работы мастера увидел Антон Николаев.
Художник Эдуард Браговский в начале 50-х перевернул представление о том, каким может быть советское искусство, вспоминает Павел Никонов, сегодня академик живописи, а тогда – студент Суриковского института, в котором учился и сам Браговский.
"Это были самые тяжелые годы: борьба с формализмом, импрессионизмом, не пишите холодными красками, вот вам земные краски, пишите ими. И нам это надоедало. Мы искали выхода, я имею в виду студенты. И вдруг нам говорят: там есть такая аудитория – потрясающая живопись! Когда он завоевал позиции, стал известным, про него в шутку говорили – "первая кисть России" – вспоминает народный художник России Павел Никонов.
Эдуард Браговский прошел путь от сурового стиля, с его неизменной обращенностью к теме труда, до русского постимпрессионизма. На выставке можно проследить эту эволюцию творчества. А главным жанром для художника всегда оставался пейзаж, который он старался довести до такого уровня осмысления бытия, который под силу разве что классической русской литературе.
"Он всегда говорил, что ты должен создать свой мир. Он всегда создавал свой мир. Да, это натура, но это повод поговорить о каких-то серьезных иногда проблемах. Даже так скажу, о проблемах мироздания", – рассказал художник, сын Э. Браговского Петр Браговский.
Художник объездил почти весь бывший Советский Союз: Кавказ, Среднюю Азию, Прибалтику. Но для постоянного места жительства и творчества выбрал Тарусу, в окрестностях которой и написаны многие из этих картин.
"Эдуарда Георгиевича все время упрекали, что он любит синие цвета, ультрамарин. Ну потому что Эдуард Георгиевич очень много сделал в Тарусе. Те, кто были в Тарусе, знают, что там действительно немного другая своеобразная природа. И там ультрамарин точно присутствует и в небесах, и в далях. Видите, он зеленые дали пишет фактически чистым ультрамарином", – объясняет куратор выставки Виктор Глухов.
Именно цвет для Эдуарда Браговского и был основным выразительным средством. И одну из последних своих картин, датированную 2005-м годом, он тоже посвятил цвету и краскам – краскам Дионисия. Художник изобразил великого русского иконописца. И вряд ли это случайно.