Российская академия художеств представляет выставку "Ноев ковчег"
"Ноев ковчег" стал в этом году темой Всероссийского форума творческих мастерских. Молодые авторы пробовали свои силы в коллективной работе под руководством известных кураторов и художников. Результаты их творчества – на выставке в Галерее искусств Зураба Церетели. О сути проекта – Алия Шарифуллина.
Если в прошлом году художники творческих мастерских мечтали об идеальном мире и строили свою Утопию, в этом – резко сменили маршрут. Прочертить путь к неясному будущему сегодня практически невозможно, поэтому темой объявили "Ноев ковчег". Как выжить в условиях апокалипсиса? Что с собой взять в новый мир – каждой твари по паре или иные ценности? Что из сегодняшнего дня пригодится нам в будущем? Ответы ищем на холстах молодых художников. "Лично я выбрала тему "Ковчег как культура". Как Ковчег спасения: как каждый человек может найти свое спасение в культуре и свое место в ней", – поделилась художница Анна Канфер.
"Мы пока находимся по эту сторону. У каждого человека, который подходит к этой картине, есть возможность открыть эту дверь или не открыть, или остаться здесь, в этом мире, который уже как бы погружается под воду", – рассказала художница Марина Студникова.
Апокалипсис здесь рассматривают не просто как библейский потоп и угрозу физического уничтожения человека, а как тотальный кризис ценностей. Поэтому интерпретаций множество – в разных жанрах и техниках. Над ними работали семь мастерских из разных регионов России. В поисках ответов молодым авторам помогали известные кураторы и художники. Не запутаться между городами, лабораториями и смыслами непросто. Особенно если мастерская вот с таким замысловатым названием "Страдающим от морской болезни на разбитом ковчеге, плывущем сквозь бесконечные дожди нового Вавилонского океана". Если коротко: всё это про нас. "Мы все это пережили и доплыли до этого состояния, в котором сейчас находимся, на остатках этого ковчега. "Страдающим от морской болезни", потому что нам это все по идее надоело. Сколько можно уже спасаться?" – пояснил руководитель мастерской Денис Мишин.
В экспозиции – 120 работ: графика, скульптура, инсталляция, цифровое искусство. Много живописи, и это сознательный выбор проекта. Сегодня современные молодые художники, порой в погоне за "новым языком" или эпатажем, экспериментируют с формой и техниками, забывая о станковом искусстве. "Мы попытались посмотреть, есть ли ресурсы у живописного искусства среди молодых. Мы пришли к выводу, что ресурсы есть, но они не раскрыты. Молодежь у нас немножко дезориентирована и не совсем понимает задачу. Нужны взрывы, нужны взлеты, нужны какие-то встряски", – отметил руководитель проекта, президент Творческого союза художников России Константин Худяков.
Живопись должна вызывать столкновения мнений, поэтому согласиться или поспорить с мастером можно, увидев эту выставку самим. Она пройдет не только в Москве, но и Казани, Саратове, Тольятти.