"Мой Иерусалим" – на сцене Александринского театра
"Мой Иерусалим". На сцене Александринского театра прошла премьера одноактного балета Бориса Эйфмана. По словам балетмейстера, он не стал заниматься обновлением прежней постановки, а сочинил спектакль заново. Хореографическую притчу о поиске вечных ценностей увидела Екатерина Грициенко.
Хореографическую притчу "Мой Иерусалим" Борис Эйфман создал после путешествия в вечный город. Храм Гроба Господня, стена Плача, древние улицы. Все это существует бок о бок с повседневностью. Величественное прошлое соседствует с простыми проблемами обычных людей. Они принадлежат разным религиям, но испытывают похожие чувства.
"Это спектакль о трех религиях, которые приходят к единому. Для каждой из этих религий ценности одинаковые. То есть – единый Бог", – пояснил художественный руководитель Академии танца Бориса Эйфмана, заслуженный артист России Константин Матвеев.
Три религии, три героя – православная, иудей и мусульманин. Они доказывают, ошибаются. Иногда ведут задушевный монолог.
Впервые "Мой Иерусалим" Борис Эйфман поставил в 1998 году. Впрочем, сценическая жизнь спектакля была довольно недолгой. Новый балет – это не реконструкция. Это еще раз сочиненное произведение. Спустя 25 лет изменилось не только мировоззрение мастера. Другими стали и хореографические возможности современных танцовщиков.
"В какой-то момент ты вспоминаешь, что ты артист балеты и должен держать классическую основу, базу. Но при этом с расслабленным верхом. Руки, координация, тело, ноги – это все в разнобой, но твоя задача все собрать воедино", – поделился артист Академии танца Бориса Эйфмана Игорь Клинский.
В спектакле не стоит искать четкого сюжета. Музыка – вот драматическая основа постановки. По сути, она и выполняет роль либретто. Религиозные песнопения перекликаются с техно-композициями. Звучат Рахманинов, Гласс, а в финале произведение Моцарта, как символ духовного прозрения героев.
"Моцарт – это возрождение, соединение, в то же время ты понимаешь, что это финал. И настолько Моцарт тебе приятно звучит и по сердцу и по ушам, что ты невольно начинаешь улыбаться", – призналась ведущая солистка Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева.
Надежда на культурное и межконфессиональное единение народов слышна не только в музыке. Эта идея отражена и в сценографии. Огромная декорация символизирует то ли лестницу, то ли ковчег, где найдется место каждому.
Три дороги к Богу сходятся в один путь. У этой притчи пусть и утопический, но счастливый финал. Место споров и доказательств занимает Вселенская любовь.