В Москве прощаются с актрисой Ириной Мирошниченко
В эти минуты в Москве прощаются с народной артисткой РСФСР Ириной Мирошниченко. Проводить ее в последний путь пришли друзья, близкие и коллеги...
"У нее здесь, в театре, ее гримерная была просто как ее квартира, где ее собака ждала после спектакля, где все было устроено так, что это главное место ее жизни – так она относилась. И она была действительно счастливой, у нее были потрясающие работы в театре. Она пришла из Школы-студии МХАТ – вот тут совсем чуть-чуть метров – и стала ведущей артисткой. И нашла своего режиссера Олега Ефремова, играла лучшие, прекраснейшие роли", – рассказал художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
"Это личность, которая имела свой стиль, при этом в своих работах она была очень разной, особенно в театре, на эстраде и в кино. Она была очень мужественным человеком", – вспоминает художественный руководитель Театра Луны, народный артист России Евгений Герасимов.
Траурная церемония проходит в Московском Художественном театре им. Чехова, которому актриса посвятила большую часть своей жизни. Для многих поколений зрителей Ирина Мирошниченко была любимой актрисой, звездой экрана, эталоном женственности и красоты. А для коллег еще и примером служения сцене и публике.
Служению в театре Ирина Мирошниченко посвятила более полувека. На сцене она взрослела вместе со своими героинями, некоторые спектакли с ее участием шли десятилетиями. О творческом пути актрисы – Валерия Кудрявцева.
Ирина Мирошниченко пришла в Московский художественный сразу после окончания Школы-студии МХАТ, в 1965-м, и почти сразу у нее появились большие главные роли.
Одна из первых – Даша Высоцкая в спектакле Олега Ефремова и Анатолия Васильева "Соло для часов с боем". В нем партнерами Мирошниченко были знаменитые "мхатовские старики": Яншин, Грибов, Прудкин, Андровская. Запомнились их уроки про то, что главное для актёра – тренировать душу, держать ее "в состоянии открытости", чтобы что-то услышать, на что-то откликнуться, от чего-то содрогнуться и снова расцвести.
Может быть благодаря именно открытости души и сама Мирошниченко, и её героини, ни на кого не похожие, запоминались надолго. Ради театра Ирина Мирошниченко отказывалась от многих главных ролей в кино. Вопрос о приоритетах для неё был решен: почти 60 лет в одном театре – пример любви и преданного служения.
Чехов – отдельная страница творческой биографии актрисы. Мирошниченко сыграла всех главных героинь чеховских пьес и очень этим гордилась. В некоторых пьесах в разное время играла разных героинь. В середине 70-х в "Чайке" Бориса Ливанова сыграла Машу – дочь управляющего Шамраева. Роль стала событием. А потом была "Чайка" Ефремова, в ней Мирошниченко – уже Ирина Аркадина.
Некоторые спектакли с участием Мирошниченко шли десятилетиями. "Татуированную розу" в постановке Романа Виктюка актриса играла более четверти века. И каждый раз ее Роза умирала, погружаясь на самое дно, и воскресала, надеясь и делясь своей надеждой со зрителями.
Ирина Мирошниченко всегда хотела работать. И работала много. Был период, когда она играла параллельно в 11 спектаклях. С возрастом не стала бояться экспериментов, каким стала, например, постановка Константина Богомолова "Мушкетеры. Сага", где она сыграла Королеву. Спектакль "Моя дорогая Матильда" публика встречала так тепло, что он оставался в репертуаре целое десятилетие, выдержав более 100 показов. Актриса всю жизнь была щедра к людям, считала своей миссией дарить радость. И делала это, отдавая себя.