В Музее Востока открылась выставка "Ювелирное искусство Бурятии"
Выставка "Ювелирное искусство Бурятии" открылась в Музее Востока к 100-летию республики. Кроме украшений там представлены национальные костюмы, живопись, графика, старинные фотографии и предметы быта. Сколько килограммов драгоценностей носили бурятские женщины и как работали мастера-ювелиры узнала Алия Шарифуллина.
На этой выставке сразу вспоминается известная бурятская пословица: "Сначала женщину должно быть слышно, а затем видно". Кольца, браслеты, серьги, поясные украшения, к которым цепляли различные приспособления: нож, огниво, наперсток, игольница, зубочистка, щипчики для бровей и, конечно, амулеты – полный такой комплект мог весить до пяти килограммов. Есть у этой поговорки и сакральный смысл – в Бурятии считалось, что мелодичный звук изгоняет злых духов, поэтому женщины на драгоценности не скупились. И это далеко не все функции традиционных украшений. По ним можно было судить о социальном статусе и этническом происхождении владельца. Они играли роль своеобразного "банка". Например, косы девушек декорировали камнями и монетами разного номинала. Их можно было срезать или продать, если в семье случались какие-то неприятности. За один такой коралл могли отдать целую корову.
"Здесь мы видим невесту практически в полном уборе. В первую очередь о том, что это невеста, можно судить по ее головному убору, нарядному венцу, к ней привешены сниски из кораллов. Это пожелание невесте многочисленного потомства", – рассказала куратор выставки Оюна Галданова.
Даже, казалось бы, обыденные предметы или незаметные детали, будь то накладки на сёдла или пуговицы, украшали тончайшим узором. "Бог видит все и отовсюду", – говорили мастера. Изготовлением ювелирных украшений и орудий труда в Бурятии занимались дарханы, которых почитали наравне с шаманами как носителей кузнечного дара, полученного от небесных богов. Во времена правления Чингисхана они даже не платили феодальную подать, такой чести удостаивались совсем немногие.
"Мужчины тоже себя украшали. В зависимости от достатка убор мог быть нарядным. Мужские украшения – это поясной набор. Он включал в себя нож – гордость мужчины, его силу и доблесть, также богато украшенная серебряными накладками крисала для разжигания огня", – объяснила Оюна Галданова.
Каждый завиток украшений отчеканен с сакральным смыслом. Это отдельная история. 300 редчайших предметов из собрания Музея Востока дают возможность увидеть не только тонкую вариативность и разнообразие декоративных мотивов, но и разные традиции, которые продолжали мастера. Кто-то работал в буддистской манере, кто-то использовал мотивы соседней китайской культуры. Другие работы хранили память о далекой архаике, культах предков.