Кубанские службы такси хотят изменить закон
В России вступил в силу закон о такси, который был в разработке более десяти лет. По задумке авторов, он должен повысить безопасность пассажиров и навести порядок в отрасли за счет специальных реестров: для автомобилей, таксомоторных компаний и агрегаторов. В эти списки занесли 25 тысяч юридических лиц, 30 тысяч ИП и около 600 тысяч автомобилей.
Свой местный реестр завели и в Краснодаре. Среди других дополнений — ограничение рабочего дня таксиста 10-ю часами, а еще возможность работы самозанятым. Правда, способ, как выйти на смену без лицензий, так называемые "бомбилы", уже нашли — это заказная перевозка.
"У нас, к сожалению, заказные перевозки лицензируются только на количество пассажиров больше восьми. То есть – на автобус. Что касается легкового такси, легкового автомобиля, не предусмотрено такое лицензирование. И фактически получается так, что перевозка пассажиров опять остаётся в тени", – утверждает Вячеслав Балыкин, юрист Союза автотранспортных перевозчиков.
А вот тем службам такси, которые хотят работать в рамках закона, придётся непросто. В первую очередь – из-за необходимости оформлять дорогостоящую страховку пассажиров. Кроме того, ежедневные медосмотры водителей тоже влетят в копеечку. Таксомоторные компании пользуются двумя способами. Первый — организовать медкабинет, что накладно – не меньше 2 миллионов рублей. Второй — проходить предрейсовые осмотры в поликлинике.
Скоро должен появиться и третий вариант — телемедицина. Система удобная. На одном конце провода – водитель, который измеряет давление, пульс и температуру, а ещё дует в алкотестер. На другом конце — врач. Он получает данные приборов. Если всё хорошо – разрешает выезд. Это быстро, удобно и относительно дёшево. Правда, пока телемедицинский осмотр тестируют. Юридическую силу он имеет только в Москве и Калуге. В сообществе таксистов считают, что ежедневные технические и медицинские осмотры уже не так актуальны. Этот процесс нужно оптимизировать.
"Разговаривали с представителями Минтранса. Они сами говорят – сейчас уже автомобили не те, уже всё надёжнее намного. Вариант, как мы предлагаем сделать – раз в неделю проходить медика, плюс как бы полугодовой техосмотр в такси. То есть диагностическая карта. Там проводится полноценная проверка", – говорит Александр Шапран. руководитель таксомоторной компании.
Возможности превратиться из такси в "заказного перевозчика" новый закон не ограничивает и в этом случае. Водители могут воспользоваться пробелом, даже если провалили технический и медицинский осмотр.
Сейчас кубанские перевозчики работают над тем, чтобы закрыть белые пятна. Они предлагают ввести обязательное лицензирование, независимо от количества пассажиров. Тогда и официальные таксисты, и "бомбилы" будут в равных условиях. Мало того, последним придётся оформлять ИП, самозанятость, или же наниматься в таксопарк.
"Закон сам по себе, в принципе, неплохой. Он просто недоработан. Его нужно доработать и сделать так, чтобы нелегальный извоз просто исчез. Чтобы любой вид извоза стал легальным. А для этого нужно иметь полный контроль на всех уровнях", – считает Вячеслав Балыкин, юрист Союза автотранспортных перевозчиков.
Пока же полного контроля нет даже в вопросе ценообразования. Если вы часто заказываете такси по одному и тому же маршруту, наверняка замечали, что стоимость поездки меняется практически каждую минуту. Порой приходится подгадывать наиболее выгодное время для вызова машины.
"Поездка должна рассчитываться по таксометру, а не так, как это сейчас просчитывают агрегаторы. Все привыкли, что цена фиксированная. Ваша поездка будет стоить, к примеру, 471 рубль. А когда вы двигаетесь с водителем, агрегатор посчитал, что вы будете эти пять километров ехать 15 минут. Возникла пробка, ДТП, вы едете уже 40 минут. Цена же должна измениться в таком случае", – говорит Александр Шапран, руководитель таксомоторной компании.
Сами таксисты, которые работают на своих автомобилях, стоимостью поездок довольны. А что касается цен, то они, по мнению экспертов, существенно не упадут даже после окончания курортного сезона. А что произойдёт со стоимостью поездок, когда закон заработает в полную силу, пока неизвестно.