"Живу и вижу": Эрику Булатову – 90!
Художник, для которого единственно важное в жизни, – это искусство. Эрику Булатову исполнилось 90 лет. Он утверждает, что в своих работах связывает времена и направления – соц-арт, концептуализм, классический реализм. В Париже с мастером встретилась Анастасия Попова.
В свои 90 в доме-мастерской в Париже он не устает объяснять, что в его картинах нет ни иронии, ни сарказма. А идеи для шедевров Эрику Владимировичу всегда подсказывала сама жизнь. Картина "Горизонт", к примеру, родилась на отдыхе в Крыму, когда Булатов сильно простудился и попал в поликлинику. "Передо мной, перед моим лицом было окно, а за окном – море. Как назло, какая-то деревянная красная палка всё перекрывала мне там, и я сначала жутко злился: надо же, как не повезло! А потом вдруг мне стукнуло буквально по голове: дурак, тебе показывают как раз, наоборот, твою собственную жизнь", – поделился художник Эрик Булатов.
"Живу и вижу" – это фраза из стихотворения поэта Всеволода Некрасова, друга Булатова, как раз про него. Таким он видел время: лозунг советской эпохи в крупных красных буквах на фоне голубого неба – абстрактной свободы. Картину "Советский космос" сегодня покупают за полтора миллиона долларов. Первая выставка его работ в Цюрихе в 88-м году – и сразу ошеломительный успех глубоких картин с текстом. Его назвали лучшим художником года. "Мы могли туда-сюда по Европе ездить, и видеть, и работать и там, и там, но мы всегда возвращались в Москву. Я русский художник, я себя считал и считаю русским художником, потому что мое сознание целиком сформировано русской культурой", – подчеркнул Эрик Булатов.
Его картины – это пространство, в котором соединены свет и движение. Тогда куда движется сегодня его столь любимая Франция? "Франция становится все более и более провинциальным местом, где искусство какое-то тоже делается вялое, усталое, и я не вижу здесь никакого прогресса, ничего такого, к сожалению", – заявил Эрик Булатов.
Наоборот, идет регресс, который виден в том числе и в попытках отделить российскую культуру от европейской или вовсе ее отменить. "Это вообще отвратительное дело, к искусству просто не имеет отношения – это всё политика. В частности, в центре Помпиду в Париже в постоянной экспозиции были две мои картины, и их убрали", – пояснил художник.
Впрочем, и это пройдет, уверен мастер, который в свой юбилей продолжает работать над картинами, отражающими современную реальность такой, какой он ее видит.