Установлен автор картины "Приезд цесаревича Николая Александровича в Симбирск"
Кисти Алексея Боголюбова принадлежит картина "Приезд цесаревича Николая Александровича в Симбирск". Это установили специалисты Центра художественной экспертизы имени Репина. Какие исследования помогли определить авторство, узнала Мария Трофимова.
Два года потребовалось экспертам Центра, чтобы расшифровать сюжет, датировать картину и определить ее автора – Алексея Боголюбова – одного из наиболее значимых мастеров в истории русского искусства XIX века. Полотно поступило в удовлетворительном состоянии, без подписи. Из-за старого потемневшего слоя лака было тяжело прочитать сюжет. Экспертиза, поясняют специалисты, таких произведений "без зацепок" – сложная задача.
"По мере исследований было обнаружено, что это не просто ночной вид какого-то города, даже непонятно было, что это за город, а что это полноценный сюжет, повествовательный, что здесь изображена некая процессия, некое событие, и важно было расшифровать, где, когда, что изображено", – рассказывает эксперт-искусствовед Центра художественной экспертизы им. Репина Екатерина Гордеева.
Академик живописи, художник императорского двора, профессор, воспитавший не одно поколение мастеров. Боголюбов был виртуозом батального жанра, тонким колористом. В июле 1863 года он путешествовал по Волге в составе свиты цесаревича Николая Александровича – старшего сына Александра II, который тогда посетил Симбирск. Живописец делал зарисовки, вошедшие в альбом "Путешествие по России". Также написал ряд произведений с видами городов.
"Начали смотреть записки Боголюбова и нашли такой рисунок, где обозначено, что это город Симбирск, Казанская церковь, Троицкий собор, который был построен в честь 1812 года", – уточняет технолог Центра художественной экспертизы им. Репина Вадим Пятков.
В своих дневниках Алексей Боголюбов вспоминал: "Приехали в Симбирск, город дворянский. Нас поместили в доме Селиверстова, тогда полковника, который попросил меня написать ему картину нашего въезда на главную улицу, что я и сделал". Волею судьбы картина стала исторической из-за пожара, который случился в городе на следующий год.
"Пожар случился там в 1864 году, Боголюбов был там в 1863-м, то есть картина имеет еще и историческое значение и запечатлевает до пожара старый вид", – добавляет Екатерина Гордеева.
Еще один немаловажный факт в пользу авторства – обнаружение такой же картины в Пензенской галерее, которая называется "Иллюминация". Правда исследуемое полотно меньшее по размеру, написано более "свободно" и "экспрессивно". Поэтому, говорят специалисты, можно предположить, что оно первоначальное, а отсутствие подписи, оказалось нормальным в практике художника.