О новом фильме Александра Балуева "Отель"
Мы с вами хорошо изучили современное кино. Современный фильм или веселит и радует, или пугает и держит за горло, или заставляет шевелить мозгами, разгадывать, угадывать. А встречаются фильмы, которые не делают ни того, ни другого, ни третьего. Сдержанно повествуют, нежат глаз картинкой высокохудожественной, но не дорогостоящей и слух не тревожат криками, взрывами и громкой подсобной музыкой. Такие фильмы как правило много не зарабатывают, да на них и тратят не много. С какой целью они производятся? Цели может и не быть. Была бы идея.
У нового фильма "Отель" есть идея. Не очень ясно, как формулировал её для себя Александр Балуев, который впервые в жизни снял фильм, как режиссёр, но она явно имеется. Она просматривается уже в названии пьесы Валентина Красногорова, по мотивам которой снят фильм "Его донжуанский список". Три персонажа слушают грампластинку "Дон Жуан" Моцарта, разговоры ведут о связях и увлечениях. Начинаешь думать: в каждом субъекте живёт ловелас. Одни способны в себе его задавить, другие дают ему выход. И что удивительно, и те, и другие могут оказаться пошляками.
Трое в комнате, хозяин и гости, молодожены, которые в свой медовый месяц случайно оказались в заброшенном отеле у моря. Далее звучат красивые истории любви хозяина гостиницы, до такой степени романтичные, что начинаешь сомневаться в их подлинности.
В кадре только трое, и они же, эти трое, по сути авторы картины – актёр и режиссёр Александр Балуев, актриса и продюсер Марина Петренко, актёр и композитор Глеб Матвейчук, именно он отвечал за красивую музыку.
"Мы хотели вернуться к законам советского кино, когда музыка играет не первостепенную роль, но очень важную роль. И спасибо Александру, который относился к этому как художник, как артист с огромным большим опытом", – поделился певец, композитор, актёр Глеб Матвейчук.
"Я очень мало вижу смыслов. Какие-то другие задачи ставятся, только не художественные. Эта картина – мой некий протест против того, что происходит", – признался актёр, режиссёр Александр Балуев.
Повествование фильма напоминает сон. Серые, обшарпанные декорации захламлены предметами быта разных эпох и стилей, будто сознание поленилось домыслить обстановку. Предметы то появляются, то исчезают между кадрами, а герои никогда не задаются вопросом "зачем?". И безымянный герой Александра Балуева, ветеран неназванной войны, сам будто не живет, а спит.
Александр Носовский, оператор: "Несколько условное пространство. Это была декорация: и декорация на натуре, и декорация здесь. Мы играли придуманный мир".
Герои тоже условны. Роковая красотка, самодовольный мажор и старец страдалец. Они вынуждены общаться всю ночь, им некуда деваться друг от друга, и ветхие стены отеля всё равно легко проницаемы для каждого слова. Слово за слово, и начинает обнажаться недосказанность, которая в каждом из них сидела годами, вцепившись в мозг.
"У нас у всех есть тайны, о которых мы не говорим, особенно близким людям. И вот, что произойдет, если все выйдет на поверхность", – поделилась актриса, генеральный продюсер фильма "Отель" Марина Петренко.
Картина отдалённо напоминает фильм Даррена Аранофски "Мама" – тоже обобщенные характеры героев, они также замкнуты в одном доме, вокруг которого будто вовсе нет никакой иной жизни. Но если американский режиссер с помощью метафор рассуждает о природе и боге, то создатели фильма "Отель" этим же способом пытаются говорить о подлинности любви, об искренности прощения.