В галерее "Веллум" можно увидеть работы раннего периода творчества художника Георгия Нисского
Графические работы, созданные советским художником Георгием Нисским в 20-е – 30-е годы прошлого века, представили на выставке в Москве. Экспозиция расширяет представление не только о творчестве мастера, но и об эпохе, в которую он работал. О "другом" Нисском – Алия Шарифуллина.
Живописные марины, разбегающиеся железнодорожные пути, аэродромы, индустриальные пейзажи – таким знают Нисского, художника, который романтизировал скорость, технический прогресс, шум крупных городов, словом, все то, что было плотью от плоти стремительно развивающегося современного мира. Здесь этого нет – другие интонации, техники другие. Нисский другой настолько, что с представленными работами часто сложно соотнести его имя – слишком непривычно выражает себя художник.
"Мы видим, что это совершенно другое искусство. Это искусство более экспрессивное, более камерное, но при этом невероятно выразительное. Вдруг он открывается нам со стороны невероятного рисовальщика. Что неудивительно, потому что в ВХУТЕМАСе он учился у Фалька, Кончаловского, Древина, и это были большие мастера", – поясняет куратор проекта Анна Романова.
Работы его учителей здесь тоже представлены, они в диалоге с графикой ученика. О том, как развивался пластический язык художника, и рассказывает эта выставка. Здесь ранние ученические работы, созданные в гомельской художественной школе-студии имени Врубеля, периода учебы во ВХУТЕМАСе, серия рисунков 30-х годов. Нисский экспериментирует с материалом и техниками: пробует гуашь, пастель, белила, цветные карандаши. Эти уникальные графические листы хранятся в коллекции Любови Агафоновой. Часть экспонатов публике представляют впервые.
"Почему Нисского так любят? Любят и почитатели "сурового стиля", и почитатели ар-деко, и тонкой линии графики. Потому что он везде совершенен, понятен и культурен. Его линия берет свое начало как и у французского импрессионизма – не зря его сравнивали с Марке, а также он является основоположником нового советского искусства", – рассказывает искусствовед, руководитель и владелец галереи "Веллум" Любовь Агафонова.
В воспоминаниях современников Георгий Нисский остался не только талантливым художником, но и героем своего времени: атлетом, футболистом. Проявления экстремального и необычного всегда было интересно художнику, так в серии "Китайский цирк" Нисский изображает редкий сюжет – московские гастроли артистов из Поднебесной в конце 20-х – начале 30-х годов. Есть еще один редкий экспонат – эскиз к дипломной работе "Интернационал на “Жиль-Барте”. Эту картину студента ВХУТЕМАСа сразу после ее защиты приобрела Третьяковская галерея. Нисский – график, при всей своей тонкости, выверенности длинных линий рисунка – вполне ясен и понятен любому зрителю. Он не сочиняет космогонии, не декларирует создание новых форм в искусстве, не навязывает себя. Он любуется жизнью и дает любоваться этой жизнью нам.
