1 октября 2023, 12:08 1 октября 2023, 13:08 1 октября 2023, 14:08 1 октября 2023, 15:08 1 октября 2023, 16:08 1 октября 2023, 17:08 1 октября 2023, 18:08 1 октября 2023, 19:08 1 октября 2023, 20:08 1 октября 2023, 21:08 1 октября 2023, 22:08

"Иван Васильевич" по Булгакову выходит на сцену Театра сатиры

  • "Иван Васильевич" по Булгакову выходит на сцену Театра сатиры
  • Картинка
    "Иван Васильевич" по Булгакову выходит на сцену Театра сатиры
  • "Иван Васильевич" по Булгакову выходит на сцену Театра сатиры
Кто по-настоящему меняет профессию в этом спектакле, так это Сергей Газаров. Он – и режиссер, он же – выходит на сцену в качестве актёра.

1934 год. Изъяты из театральных афиш все пьесы Михаила Булгакова, кроме "Дней Турбиных". Но Булгаков пишет новую, название пьесы "Блаженство". Писатель читает её друзьям: машина времени инженера Рейна заносит героев в будущее, в то блаженное светлое будущее, которое СССР строит уже много лет. Но вожделенный коммунизм оказывается, мягко говоря, малопривлекательным. Герои в ужасе бегут обратно. Антиутопия. Шансы пьесы равны нулю. Но в первом и последнем актах действует Иван Грозный, и ужасно он всем понравился. Все просят из "Блаженства" сделать комедию, в которой Иван Грозный оказывается в современной Москве.

Вы уже узнали – "Иван Васильевич меняет профессию", кинокомедия Леонида Гайдая, вольная экранизация пьесы Булгакова "Иван Васильевич". Фильм, в котором много чего нет из Булгакова, например, реплики управдома Бунши: "Неимоверные усилия я затрачиваю на то, чтобы вносить культуру в наш дом. Я его радиофицировал, но они упорно не пользуются радио". В спектакле Театра сатиры всё есть из Булгакова, есть и шанс, что публика примет его, как принимали пьесу друзья Мастера. Цитирую записи Елены Сергеевны, супруги: "Второе октября. Радостный вечер! Миша у нас в квартире читал "Ивана Васильевича", с бешеным успехом, все хохотали. Ужинали весело".

Кто по-настоящему меняет профессию в этом спектакле, так это Сергей Газаров. Он – и режиссер, он же – после долгого перерыва выходит на сцену в качестве актёра. Перед спектаклем – последние наставления в гримерке Юрию Васильеву. Шпак и Бунша – два мастера вот-вот окажутся на одной сцене.

Юрий Васильев – Бунша, он же Иван Грозный – готовился к роли царя по фильму Эйзенштейна. Говорит, исполнение Николая Черкасова отлично подходит для большой сцены. А вот Бунша – уникальное прочтение, влияние Яковлева из знаменитого фильма Гайдая минимальное.

"Самое главное, что репетиции жесткие, очень напряженные, но всё равно мы начинаем получать удовольствие от этого. Самое главное, чтобы наше удовольствие передалось зрителям", – отметил народный артист РФ Юрий Васильев.

Пьесу "Иван Васильевич" Булгаков написал в начале тридцатых годов специально для Театра сатиры, но на генеральном прогоне цензура не пропустила постановку. Получается, что спустя почти 90 лет театр открывает сотый сезон с исправления ошибок прошлого. Для Сергея Газарова сделать постановку отличную от фильма Гайдая – не единственная задача. Он решил по-новому посмотреть на Булгакова в целом: прежде всего, отделив писателя от его биографии.

"Мы должны освободиться от этого. Это его биография, его мучения или радости конкретного человека. Мы берем текст, без личности Булгакова. Сам текст гениален, он имеет многоярусность совершенных фантастических человеческих чувств", – пояснил художественный руководитель Театра сатиры, актёр, режиссёр-постановщик Сергей Газаров.

Как бы не стремились артисты отойти в интерпретациях ролей от эталонного "Ивана Васильевича" в прочтении Гайдая, зрительный зал всё равно замирает, ожидая реплики, большинство которых знакомы и любимы уже не один десяток лет и не одним поколением.

И всё же, отличий от фильма в спектакле немало. Во-первых, текст: он полностью Булгаковский, придуманные Гайдаем реплики здесь не звучат. И машина времени в средневековье переносит не из 70-х, а из 30-х, как у Булгакова. Ярче всего эпоху представляет Зиночка, жена изобретателя Тимофеева (в пьесе он вовсе не Шурик, а Николай). Александра Мареева задумала Зину как собирательный образ актрис эпохи немого кино.

Изобретатель Тимофеев по сути своей – тот же Шурик, рассеянный учёный, для которого самое главное – запустить свою машину. Которая, в свою очередь, по словам Газарова, и есть главный герой спектакля.

Илья Малаков, актёр: "Как только мы одушевили эту машину, то есть дали ей жизнь, начали с ней уже обращаться, общаться, отвечать, говорить с ней. Огромный шар и с сама техника, конечно, сильно помогают. Потому что к этому относишься как к полноценному персонажу".

Режиссер Якин в исполнении Фёдора Лаврова – явно похож на современника Булгакова – Сергея Эйзенштейна.

Фёдор Лавров, актёр: "Моя задача была в том, чтобы максимально постараться найти что-то оригинальное и свое. Это было очень интересно, потому что большое поле для экспериментов и фантазий".

Жорж Милославский в этой постановке достался актеру Артёму Минину, который считает эту роль подарком. "Это просто не паханное поле для фантазии, для актёрских проявлений, для реализации. Это очень интересно", – поделился актер Артем Минин.

По словам режиссёра, главная тема спектакля – это неготовность людей к результатам технического прогресса. Что, по его мнению, очень актуально в нашу эпоху генной инженерии и искусственного интеллекта.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация