Студия новой музыки отмечает 30-летие со дня основания
Музыка из трёх балетов, которые открыли новую эру в искусстве ХХ века, прозвучала в Московской консерватории. Этот концерт – часть юбилейного проекта ансамбля "Студия новой музыки". В этом году коллектив отмечает 30-летие. О творчестве музыкантов – Лидия Алешина.
В юбилейной программе три балета, созданные для дягилевских "Русских сезонов", где декорации и костюмы делал Пабло Пикассо. Чтобы солисты ансамбля "Студия новой музыки" могли исполнить эти сочинения, сделали переложение симфонических партитур для камерного состава.
"Это ансамбль солистов, каждый из которых представляет собой какую-то группу или какой-то инструмент оркестра", – рассказала исполнительный директор ансамбля "Студия новой музыки" Евгения Изотова.
В этом коллективе даже ударники – солисты. Такой тип ансамбля известен с 1906 года, когда австрийский композитор Арнольд Шёнберг написал свою "Камерную симфонию №1". В составе ансамбля солистов "Студия новой музыки" студенты, выпускники и преподаватели Московской консерватории.
"Когда молодой музыкант уже в совершенстве владеет своим инструментом, тогда он внутренне готов к диалогу с современным композитором, который поставит перед ним другие задачи, но эти задачи будут базироваться на фундаменте полученного образования", – отмечает ректор Московской государственной консерватории им. Чайковского Александр Соколов.
"Треуголка" Мануэля де Фальи, "Голубой экспресс" Дариюса Мийо, "Парад" Эрика Сати – исполнение балетов на концерте с видеопроекцией, где представлена реконструкция спектаклей "Русских сезонов". Один из самых скандальных – "Парад" Сати по сценарию Жана Кокто. На премьере в 1917 году публика была возмущена, кричали "занавес", проклиная создателей. Для Пикассо это был первый опыт работы над балетным спектаклем, ведь он сам гримировал артистов, костюмы которых в стиле кубизма были сделаны из картона.
"Балеты проникнуты антиароматическим духом, они восстают против импрессионизма", – поясняет сотрудник Научно-творческого центра современной музыки Московской консерватории им. Чайковского Федор Софронов.
Инструменты, которые в балете "Парад" композитор использовал в оркестре: сирены, рулеточное колесо, бутылофон, пишущие машинки, в этой экспозиции – необычный реквизит и инструменты, на которых музыкантам доводилось играть.
На выставке к 30-летию ансамбля солистов "Студия новой музыки" звучание приобретают самые неожиданные объекты. Например, это керамическая раковина или гофра. Вот такой звук можно извлечь.
В репертуаре коллектива от раннего русского авангарда и западного модернизма и до сочинений, написанных в последние годы. Пересыпали крупу, играли на горшках, башмаках и скрипке, где вместо смычка пила, использовали молоток.
"Эти элементы использовал в своем творчестве Георгий Дорохов. В своем сочинении Study он буквально распиливает скрипку", – объясняет куратор выставки Александра Кобрина.
Премьера, которую готовит сейчас "Студия новой музыки" – пьеса "Путешествие к ансамблю" к юбилею коллектива. И там зазвучат инструменты, которые композитор Владимир Горлинский изобрел сам.