В Русском музее показывают малоизвестные работы учеников Павла Филонова
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка "Школа Филонова". Представлено более ста произведений живописи и графики, которые создали мастера аналитического искусства – ученики и последователи художника. Алексей Комаров расскажет подробнее.
"Школа Филонова" – одна из самых многочисленных творческих мастерских русского авангарда. Известно, что около ста художников работали под руководством Павла Филонова. У объединения был свой был устав: его участникам запрещалось входить в любые другие группировки и участвовать в их выставках. Был и свой художественный принцип, названный мастером "аналитическим искусством".
"У него два ключевых слова: органика – когда он воспринимает человека, как частицу большого мира, естественного мира. И второе – умение выразить своё внутреннее, духовное начало", – пояснила старший научный сотрудник отдела рисунка и акварели Русского музея Людмила Вострецова.
Павел Филонов говорил своим ученикам, что картина должна расти, как растёт дерево и цветок. Он считал, что картина закончена, когда уже невозможно сделать ни одного мазка. Отсюда и многослойность произведений "школы Филонова". Её ученики, как и сам мастер, не подписывали свои работы. Ведь у одной картины могло быть несколько авторов.
"Грубо говоря, если один нарисовал одну сторону цветка, а второй нарисует его вторую сторону, они работают одинаково. Они работают одним и тем же пластическим методом, поэтому, как писала Глебова, мы начинали любой рисунок, иллюстрации книги – они вместе делали – мы начинали с двух сторон, и всегда всё сходилось", – рассказала Людмила Вострецова.
Самыми крупными и важными для "школы Филонова" стали выставка в Доме печати и оформление спектакля Гоголя "Ревизор". Для него мастер и ученики придумали "говорящие костюмы", чтобы подчеркнуть характеры персонажей. Одним из последних проектов школы стала работа над "Калевалой" в 1932 году. Это первое иллюстрированное издание эпоса на русском языке. Рисунки распределили каждому ученику, после чего свели воедино.
"Ученики были в целом, конечно, преданные и находились в орбите его влияния. В 30-м году часть учеников ушла, пытаясь найти свою почву под ногами, свой художественный язык, свою систему. Но, безусловно, то, что они прошли через Филонова, что-то определило в их творчестве навсегда", – заметила ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Русского музея Алиса Любимова.
После установления социалистического реализма в качестве основного направления в советском искусстве "школа Филонова" официально перестала существовать. Павел Филонов умер от истощения в блокадном Ленинграде в декабре 1941-го. Имена мастера и его учеников стали известны всему миру только в 80-х годах.