Выставка Елены Суровцевой – в Московском музее современного искусства
"Это всего лишь тайна". В Московском музее современного искусства открылась выставка Елены Суровцевой. Её скульптурное и графическое наследие представлено в диалоге с работами молодых художниц. Экспозицию осмотрела Алия Шарифуллина.
Обнаженное женское тело – плотное, врастающее в землю, но несмотря на всю свою монументальность, уязвимое, чувственное, с внутренней тишиной. Женщина – главная героиня творчества скульптора Елены Суровцевой. Над их формами она работала всю свою жизнь. Многие из ее произведений сегодня выглядят как артефакты из неопределенной эпохи мировой культуры, едва ли не как археологические объекты, вынутые из-под земли.
"Сама фигура женского тела становится как некий объект. Мы уже говорим не о женщине, мы говорим о каком-то чистом духе – может быть, это Родина-мать идет, может, мама наша. То есть образ, он не только говорит о женской структуре тела, но и охватывает более общий, литературный, духовный аспект", – говорит скульптор, дочь Е. Суровцевой Дарья Суровцева.
Получив образование на кафедре художественного стекла, Елена Суровцева обращалась к чему угодно, кроме него — к бронзе, керамике, мрамору, дереву. В разных материалах ее почерк проявлялся каждый раз по-своему, но всегда сохранял узнаваемость. Все ее работы вращаются вокруг одной темы – хрупкости. Об этом во многом и работы современной художницы Нурии Нургалиевой.
Нурия Нургалиева, художница: "Мы зарифмовались на этой какой-то теме. Потому что я тоже совмещаю какое-то брутальное и агрессивное настроение в своих работах. Только я работаю в других материалах. Мне кажется, женщина – что-то (в понимании общества) – какое-то хрупкое существо, а мне хочется показать что-то обратное и наделить ее каким-то изъяном, чем-то пугающим".
Влияние Античности и раннего Средневековья, отсылки к Антуану Бурделю, Джакомо Манцу и русскому авангарду – в своей скульптуре Елена Суровцева проверяла границы возможного диалога между разными художественными поколениями. И будущим тоже. Поэтому на этой выставке ее работы решили дополнить произведениями молодых художниц, заявивших о себе в последние несколько лет.
"Самое главное сходство – это то, что я тоже тяготею к каким-то более органическим материалам. То есть я не работаю с синтетикой – ни с силиконом, ни с пластиками: больше люблю металл, дерево, стекло, то есть какую-то органику. Что-то, может быть, более живое, теплое и отдающее какое-то вечностью. Мне кажется, это главная параллель между нами", – отмечает художница Алиса Смородина.
Всего в пространстве музея представлено более 100 работ. Часть скульптур и графических листов Елены Суровцевой никогда прежде не экспонировалась. Этот проект стал первой посмертной выставкой художницы, которая не только носит ретроспективный характер, но и создает новые пути для восприятия её искусства.