"Искусство знания": выставка к 100-летию Дмитрия Сарабьянова открылась в столице
Выставка, посвященная искусствоведу Дмитрию Сарабьянову открылась в столице. Экспозиция "Искусство знания" приурочена к 100-летию исследователя. Научная судьба ученого представлена в контексте художественных произведений, составлявших предмет его интересов. Алия Шарифуллина – подробнее.
Когда обращаются к теме "русский авангард", неминуемо возникают два имени: Георгий Костаки и Дмитрий Сарабьянов. Костаки открыл памятники авангарда миру, Сарабьянов – мировой науке. Он создал монографические работы о творчестве Кандинского, Малевича, Шагала, Пуни; его открытия и публикации, посвященные радикальным экспериментам начала XX века, стали переворотом, впервые позволившем свободно судить об авангарде, понимать его язык и поэтику.
"Он стал искать глубинные обоснования для феномена экспериментального радикального творчества. И что парадоксально, он находил это в глубинных традициях русской культуры, связывая проблематику авангарда с проблематикой философского и религиозного ренессанса начала века", – считает куратор выставки Екатерина Бобринская.
Дмитрий Сарабьянов получил блестящее образование: вначале учился в элитарном ИФЛИ. Затем в московском университете, изучая историю искусств. Гениальных искусствоведов по определению единицы, потому что они описывают и систематизируют труд художников – чужой труд. Дмитрий Сарабьянов был не просто историком искусств, он умел обобщать, прослеживать связи, увидеть картину в контексте эпохи и национального искусства в целом. Он задавал тон живой научной жизни, всех окружающих призывал искать, двигаться, меняться. Он и сам менялся не раз, и этот путь показан на выставке. Вот, например, годы в Московском Союзе художников Сарабьянов радикальный, дерзкий, марксистских взглядов, затем несколько крутых поворотов и глубокое религиозное осмысление искусства.
"Одно из удивительных черт Дмитрия Владимировича, как исследователя, это способность пересматривать свои собственные взгляды, изменяться вместе с накоплением объективных данных, вместе с использованием новых методологий. Он постоянно менял ракурсы, подходы к одним и тем же вопросам, которые интересовали его на протяжении всей жизни", – рассказывает куратор выставки, ученый секретарь фонда In Artibus Анна Корндорф.
Художественно-критическая деятельность Сарабьянова известна не так широко, как академическая. Между тем его статьи о современном советском искусстве в целом и об отдельных художниках публиковались практически ежегодно, составляя особую часть его творчества, возможно, более персональную и интимную. Он был одним из немногих, кто сумел в своих критических статьях говорить об искусстве на профессиональном языке, совершенно лишенном идеологической риторики. Предельно честный ученый, которому принадлежит гениальная фраза: "Когда мы смотрим на саму эпоху, она является нам как конгломерат бедствий и мерзостей. Когда перед нами искусство эпохи, вместо крови и грязи остаются свет и добро".