В Музее Ван Гога в Амстердаме открылась выставка картин с изображениями Сены
Река как источник вдохновения. В Музее Ван Гога в Амстердаме открылась выставка картин с изображениями Сены. В экспозиции – работы самого художника и его современников, написанные в пригороде Парижа Аньер-сюр-Сен. Алия Шарифуллина – подробнее.
Мост через реку Сена, лодки на той же самой реке, рыбаки в ожидании улова – эти полотна Ван Гог создал в 1887-м, спустя год после переезда в Париж. Сцены из жизни французской столицы художник писал, конечно, и раньше, но совсем по-другому. Попав под влияние своих знакомых-импрессионистов, Ван Гог начинает выходить на пленэры, его палитра быстро приобретает яркие краски, меняются и манеры – Ван Гог экспериментирует с прерывистыми мазками, даже пробует технику пуантилизма.
"На выставке мы хотели сосредоточиться именно на этом периоде Ван Гога: между довольно мрачным голландским – вы ведь помните "Едоков картофеля"? – и тем временем, когда он покинул Париж и поселился на юге Франции. В начале 1887-го Ван Гог гостил у Эмиля Бернара в Аньере, и расцветающая весна, казалось, вызвала пробуждение в душе художника. Он экспериментировал с жанрами, развивая свой личный стиль", – объясняет генеральный директор музея Ван Гога Эмили Горденкер.
"Любопытно, что новый стиль Ван Гога был не только порывом души, но и довольно прагматичным решением. Он видел, что современный способ живописи больше подходит для арт-рынка Парижа. Таким образом он хотел привлечь покупателей", – подчеркивает куратор выставки Брегье Герритсе.
На эксперименты не только Ван Гога, но и других художников, например, Эмиля Бернара, Жоржа Сёра, Поля Синьяка, Шарля Анграна повлияло конкретное место – Аньер-сюр-Сен – пригород к северо-западу от Парижа. До 1850 года он был известен идиллическими пасторальными пейзажами, где отдыхали горожане. Но во второй половине XIX века в Аньере пышным цветом расцвела промышленность, и именно это изменение ландшафта стремились запечатлеть художники.
"Ван Гог писал своей сестре, что рисуя в Аньере, он увидел больше цветов, чем где-либо прежде. Для художников это было интересное место – одновременно индустриальный и сельский пейзаж, мосты через реку Сена, уличные кафе. Изучая их работы видно, что они, независимо друг от друга, посещали одни и те же места. Конечно, иногда они писали и на совместных пленэрах", – добавляет Брегье Герритсе.
Гуляя по следам художников, любопытно сравнить, как один и тот же вид, открывающийся их взору, они решали по-разному. Рядом с полотнами – и документальные фотографии местности. Всего на выставке представлено более 70 картин из разных музеев мира и частных коллекций. Проект создан совместно с Художественным институтом Чикаго, где тему влияния Сены на авангардных художников уже изучали в этом году. Тогда выставку посетили 258 тысяч человек. Возможно, Музею Ван Гога в Амстердаме удастся побить этот рекорд.