Театр Эстрады – открытие!
По чистой случайности (а может это знак), но юбилейный спектакль в МХТ, вы обратили внимание, называется "Девятый ряд, десятое, одиннадцатое место". И в это же время Геннадий Хазанов, художественный руководитель Театра Эстрады, открывает театр после реставрации и реконструкции и в приветственном обращении к публике упоминает доброго зрителя в девятом ряду – из песни, которую исполнял Аркадий Исаакович Райкин, добрый зритель в девятом ряду – это рефрен песни. Многие, уверен, помнят: может, Гамлета или Отелло я бы с большей охотой играл, или, скажем, читал бы сонеты, тихо жил бы со всеми в ладу, только как же посмотрит на это Добрый зритель в девятом ряду? В общем, что-то там в девятом ряду происходит особенное со зрителями в российских театрах. Что-то особенное будет теперь происходить и во всём этом театре, Театре Эстрады, театре без собственной труппы, театре для всех.
Дом на набережной, впервые за последние пять лет, без лесов. Сохранен внешний исторический облик 60-х годов. И, конечно же, атмосфера Театра Эстрады, какой ее помнят несколько поколений наших современников.
Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. Чайковского: "Там были свои великие имена. Скажем, Аркадий Райкин, конечно".
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра: "Я смотрел здесь блистательный концерт молодой Пугачевой времен Раймонда Паулса".
Ирина Апексимова, директор Театра на Таганке, заслуженная артистка РФ: "В Театре эстрады я играла по-моему первый в своей жизни антрепризный спектакль "Ужин с дураком", как раз с Геннадием Викторовичем Хазановым".
Александр Авдеев, министр культуры РФ (2008-2012): "Театр эстрады для меня начался с детства, потому что здесь раньше был клуб Верховного Совета. Я учился в соседней школе, и почему-то всегда этот клуб Верховного Совета нам давал помещение и здесь были пионерские утренники и сборы".
В этом здании, построенном в 31 году для партийной советской элиты, были все мыслимые на тот момент блага: прачечная, химчистка, столовая – полный комплекс обслуживания бытового и культурного. Даже собственный кинотеатр.
Геннадий Хазанов, художественный руководитель Театра Эстрады, народный артист РФ: "Здесь проходили всякие совещания, собрания, торжественные вечера. И ваш покорный слуга в составе Москворецкого Дома пионеров, стоя на этой сцене, приветствовал какое-то совещание – мне было лет 11".
В 54-м артисты Московской эстрады просят выделить им помещение для зимних выступлений. Их размещают на площади Маяковского. Но позже Олег Ефремов обращается к министру Фурцевой с такой же просьбой для театра "Современник". Ефремову показывают зал в Доме на набережной. Современник в таком сарае располагаться не может, решает Ефремов. В 61-м труппа въезжает на Маяковку, а Театру эстрады достается здание кинотеатра "Юность".
Эпоха застоя была золотой для Театра Эстрады. На его сцене дебютировали и выступали те, кто потом становились легендами. Здесь же можно было увидеть звезд зарубежной эстрады. Билеты на их концерты были своеобразной валютой. А сам театр эстрады тогда считался островом свободы.
При Борисе Брунове с начала 80-х здесь были и аншлаги, и провалы, когда концерты шли в полупустых залах.
Геннадию Хазанову в конце 90-х достался театр в запущенном состоянии. Зал, где звук и свет не менялись с 70-х, кресла скрипели и блестели проплешинами. Да и прежней, любимой миллионами советской эстрады, уже не было.
Здесь сохранили все ценное историческое. Отреставрировали панно в 189 метров с надписью – "Слава великому советскому народу", очистили от наслоений лепнину. Кинозал стал театральным. Заменили всю начинку: от коммуникаций до устройства зала.
Первая постановка в обновленном театре мюзикл "Между двух миров". "Тестовый" спектакль, где можно проверить сразу все возможности сцены, зала, даже гримерок – важного места для актеров. Ефим Шифрин – третий главный герой в этой еврейской истории "Ромео и Джульетты". И с особым волнением выходит на важную для него сцену.
"С этим зданием связаны первые мои шаги и на эстраде, и на сцене. Я здесь играл и драматические спектакли. Я пришел сюда 22-летним и застал корифеев советской эстрады и замирал от этой близости к ним", – вспоминает актер Ефим Шифрин.
Здесь как всегда нет своей труппы. Театр эстрады по-прежнему – арендная площадка. И уже сегодня расписание плотное – зал расписан на несколько месяцев вперед.