К 100-летию операторского факультета во ВГИКе
Когда-то этой профессии не обучали – каждый овладевал мастерством сам, в ходе работы. И вот, 100 лет назад, во ВГИКе открылся операторский факультет. Об искусстве кадра, с профессором института Михаилом Аграновичем, поговорил Станислав Анисимов.
Крупность плана определяет. А вот что? В день столетия операторского факультета ВГИКа кадрируем его самого: присмотримся и разберёмся что здесь к чему.
"Операторский факультет ВГИКа мало изменился за последние сто лет. Я думаю, что это неплохо по своей сути. Он не поменялся. Меняются технические программы", – отметил заведующий кафедрой кинооператорского мастерства ВГИКа Михаил Агранович.
Операторский факультет открылся во ВГИКе 1 ноября 1923 года, и назывался он тогда "Киноинженерным". Факультет первым в институте стал строить свою программу по системе вузовского типа, с четырёхлетним сроком обучения. И воспитывать новый тип профессионала – оператора-художника.
"Я придерживаюсь того, что оператор должен быть интеллигентным, образованным человеком, читать книжки, и это несомненно скажется на уровне его изображения. И потом поспособствует диалогу с режиссёром, художником, с группой. Поэтому я стараюсь выбрать ребят вот такого рода", – поделился мастер.
Базовые дисциплины на факультете традиционные, в них – опыт мастеров. И по-прежнему, у каждого преподавателя свой взгляд на то, каким должен быть профессиональный оператор на съёмочной площадке.
"Суть этой профессии заключается в умении помочь режиссёру сделать то кино, которое он задумал. Осуществить его замысел своими операторскими изобразительными средствами", – объяснил Михаил Агранович.
Связь операторского факультета ВГИКа с кинопроизводством повлияла, прежде всего, на становление отечественной школы операторов.
Изначально учили отстаивать свою, операторскую точку зрения, идти на конфликт. Первым, кто сказал о взаимопомощи, совместной работе с режиссёром был Вадим Иванович Юсов.
"Я сейчас вот только что закончил картину. Буквально вчера был последний съемочный день. И у меня на картине работало четверо моих студентов-дипломников, ещё не защитившихся. Два камерамэна и два фокус-пуллера. Должен сказать, что я очень порадовался что я их пригласил работать, потому что есть вещи, в которых они образованы и понимают гораздо больше, чем я", – рассказал Михаил Агранович.
И в этом суть современного операторского образования. Студенты учатся у мастеров, мастера – у студентов.