Новосибирские учёные исследуют деревянные здания
Новосибирские учёные исследуют деревянные здания одного из старейших поселений региона и пытаются определить год их постройки. За работой дендрохронологов наблюдал Эрик Галяутдинов.
Преодолевая страх высоты, новосибирские дендрохронологи спускаются вверх по лестнице, к сибирскому прошлому. Видно, конструкция небезопасна. Но, говорят ученые, сидя в кабинетах, открытий не сделаешь. Любую теорию важно подтвердить на практике.
Вот и лезут ученые на крыши, на чердаки, чтобы углубиться в сибирское прошлое. Оказывается на бревне, пускай даже на старом, содержится информации не меньше, чем на современном жестком диске. И на нем – очень важные археологические и климатические данные.
Это старое здание в центре Колывани – некогда дом купца Кроткова. Памятник архитектуры. В архивах указано лишь то, что возвели его в первой половине прошлого столетия. Точной даты нет.
"Наша задача ключевая, как учены, дать точный год, когда была заготовлена древесина. Исходя из этого мы можем сказать, когда был сооружен памятник", – объяснил научный руководитель Сибирской дендрохронологической лаборатория РАН Владимир Мыглан.
Технологии новосибирских историков позволяют с точностью до дня определить год и месяц строительства. Для этого дендрохронологи берут пробы "оригинальной" древесины, которую не меняли и не реставрировали.
Деревянных образцов собрали много. Старая древесина – ценный научный материал. В лаборатории историки исследуют ширину годичных колец, их плотность. А еще – изотопы химических элементов внутри.
"Обычно изотопы используются для изучения климата в контексте дендрохронологии. То есть смотрят, где влажнее было, где было суше, холоднее и так далее, осадки, температура", – рассказала младший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Майя Филатова.
Зная климат прошлого, гораздо проще прогнозировать его в будущем. Экспедиция сейчас продолжается. Следующие на очереди дендрохронологов – чердаки Куйбышева.