В Самарканде близится к завершению Международный конгресс "Культурное наследие Узбекистана"
Международный конгресс "Культурное наследие Узбекистана" близится к завершению в Самарканде. Как сохраняют исторические артефакты и возрождают древние ремёсла, узнала Яна Музыка.
Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана особое внимание уделяет издательским проектам. Знаменитый, так называемый Катталангарский Коран, созданный в VIII веке. На конгрессе впервые представлено факсимиле полной версии сохранившихся страниц.
"Фрагменты этого Корана хранились в разных местах: Санкт-Петербурге, Бухаре, Ташкенте и Катта-Лангаре. Мы сфотографировали все эти разрозненные страницы, затем привезли их в Германию, провели множество исследований, настраивали цветокоррекцию, расставили суры в нужном порядке и издали, повторив оригинал во всем", – рассказала президент издательского дома Mueller & Schindler Шарлотта Крамер (Германия).
Конгресс в Самарканде – это целый ряд издательских проектов, пять международных конференций, шесть выставок.
"Большое количество объектов, артефактов, которые относятся к истории искусств Узбекистана, они хранятся в зарубежных коллекциях. Естественно, ставить вопрос о реституции сейчас – это не актуально, но зафиксировать это наследие, издать их в форме книг, альбомов и так далее, это очень актуальная, важная задача, этим и занимается этот проект", – отметил академик Академии наук Республики Узбекистана, академик Академии Художеств Узбекистана Акбар Хакимов.
История искусства Узбекистана, начиная с наскальных рисунков, насчитывает 7 тысяч лет. Шедевры прошлого вдохновляют сегодняшних творцов. Современное искусство Узбекистана на конгрессе представляет Хамида Иноятова. Она создает уникальные предметы одежды, используя элементы национального костюма.
"Здесь авангард, новое видение, узбекская женщина, здесь вот фрески Афрасиаба, техника вышивки – гладь. Здесь возродила старинную ручную набойку – в старину вырезали из дубовой коры и печатали. Я возродила эту технику", – объясняет дизайнер одежды Хамида Иноятова.
Творения Хамиды закупил Лувр – как пример современного искусства Средней Азии. А эти удивительные творения создала сама природа. Сад Чор-Чинор – "Четыре чинары", деревья, более известные как платаны, поражают диаметром ствола, некоторым – более 1 000 лет.
А эта особенная чинара-великан. Корни образовали своеобразную пещеру. Обхват ствола достигает 29 метров. Внутри может поместиться 25 человек. Считается, что суфии уединялись там для молитв и проводили занятия своей школы. Чинара давала приют всем – в начале ХХ века в этом дереве устраивали свои тайные собрания большевики.
А вот это –"чинар-школа" на фотографии второй половины XIX века. Этот снимок сделал офицер царской армии Леон Барщевский. Его правнук Игорь Строецкий приехал в Самарканд на конгресс. Варшавский историк хранит архив предка.
"Он жил в Самарканде 20 лет, но путешествовал по всему Бухарскому эмирату. Он знал все деревья, мечети, медресе. Он сделал много-много фотографий, я думаю, больше 700 фотографий. Он также был археологом, работал на Афрасиабе", – делится историк, краевед Игорь Строецкий (Польша).
Специалисты Российской империи, затем Советского Союза внесли большой вклад в изучение наследия Узбекистана. Так что между нашими странами культурные связи налажены давно.
По итогам конгресса принята резолюция. Один из авторов документа – Ирина Попова.
"Этот проект имеет более широкий охват, чем просто наследие народов Узбекистану. Значительным плюсом является то, что сначала он охватывал большие музеи: наш Эрмитаж, Лувр, Британский музей, а теперь постепенно он смещает акцент на местные музеи, на частные коллекции", – сообщает член-корреспондент РАН, директор Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге Ирина Попова.
Организаторы этого форума уверены, изучение и сохранение наследия – основа для нового ренессанса.