11 ноября 2023, 18:38 11 ноября 2023, 19:38 11 ноября 2023, 20:38 11 ноября 2023, 21:38 11 ноября 2023, 22:38 11 ноября 2023, 23:38 12 ноября 2023, 00:38 12 ноября 2023, 01:38 12 ноября 2023, 02:38 12 ноября 2023, 03:38 12 ноября 2023, 04:38

Невозможная геометрия Эшера: в Риме представили 300 работ художника-графика

  • Картинка
  • Невозможная геометрия Эшера: в Риме представили 300 работ художника-графика
  • Картинка
    Невозможная геометрия Эшера: в Риме представили 300 работ художника-графика
  • Невозможная геометрия Эшера: в Риме представили 300 работ художника-графика
Его оптические иллюзии приобрели популярность в 1960-е годы у самой разной публики – от рок-музыканта Мика Джаггера до математика Роджера Пенроуза.

Как выглядит слияние искусства, математики, физики и дизайна, можно узнать на выставке графика Маурица Эшера в Риме. Нидерландский художник известен своими визуальными парадоксами и оптическими иллюзиями. Алия Шарифуллина продолжит.

Невозможные фигуры, парадоксальные пространства – Мауриц Корнелис Эшер умел гипнотизировать или сбивать с ног. Его оптические иллюзии приобрели популярность в 1960-е годы у самой разной публики – от Мика Джаггера, который надеялся, что художник создаст дизайн обложки для одного из альбомов Rolling Stones, до британского математика Роджера Пенроуза, считавшего, что художник отлично визуализирует научные идеи. Но пока его творчество вдохновляло кинематографистов, дизайнеров, создателей видеоигр, мир искусства оставался в стороне, считая Эшера слишком интеллектуальным или даже вторичным и декоративным. Положение дел стало меняться относительно недавно. В разных частях света открываются выставки, раскрывающие глубину иллюзий Эшера.

"На работах Эшера можно увидеть сложные конструкции, исследования бесконечности и взаимосвязанные геометрические узоры, которые постепенно принимают совершенно невообразимые формы. Многие созданные им миры строятся вокруг невозможных объектов, таких как куб Неккера и треугольник Пенроуза", – пояснил куратор выставки Федерико Джудисандреа.

Специального математического образования Мауриц Эшер не получал. Но свойствами пространства интересовался с самого начала творческой карьеры. Уже в 1920-е годы экспериментировал с зеркалами и сферами. Стиль Эшера во многом сформировался в Италии, где художник жил 12 лет. Он создавал гравюры с пейзажами и архитектурой Корсики, Калабрии, побережья Амальфи и Сицилии. В них уже угадывается страсть художника к симметрии, геометрии и вывернутой наизнанку перспективе. Конечно, Эшер был не первым, кто использовал оптические иллюзии, стоит вспомнить Пармиджанино и Пиранези. Но именно Эшер довел эти эксперименты до остроумной логической игры, где итальянский городок превращается в "шахматную доску", а улочка – в книжную полку.

Еще одной важной страной для художника стала Испания, где он впервые увидел геометрическую мозаику. "Он изучил тесселяцию и фрагментацию плоских изображений, а затем использовал эти приемы для создания художественных эффектов. Часть его работ представляет собой картины в стиле мавританской мозаики, на которых один узор, состоящий из насекомых, птиц, рыб или рептилий, переходит в другой. Такой стиль он назвал "метаморфозой", – рассказал куратор выставки Марк Вельдхейзен.

В этом лабиринте Эшера – около 300 работ. В числе наиболее знаменитых – литография "Рисующие руки" и "Рептилии" – вещи настолько известны, что практически каждый, кто знаком с Эшером, может описать их с закрытыми глазами. Но если рассматривать их в масштабах творчества художника в целом, то это лишь своего рода оптическая иллюзия – черно-белая верхушка айсберга, скрывающая несметное богатство разноцветных чудес.

Завершается выставка современными работами, вдохновленными творчеством нидерландского художника. Без этого главного поставщика идей и современный дизайн, и анимация были бы совсем иными.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация