"Чувства Анны": антиутопия Анны Меликян уже в прокате
Космонавт из пьесы "Космос" является героине как видение, посыпает ее космической пылью и говорит: в ней альфа и бета частицы, они улучшают кровообращение, я хочу, чтобы ты была живой. Подобный мотив звучит и в новом фильме Анны Меликян "Чувства Анны". Последняя надежда – получить из космоса исцеление, спасение, потому что найти его на Земле не удается – ей, главной героине Анне (роль Анны Михалковой). Да и всем прочим не удается. А государство как раз подготовило экспедицию на Марс с первой сотней колонистов. Читавшие роман-антиутопию Замятина "Мы" немедленно вспомнят про "Интеграл" – аппарат, который должен достичь иных миров и принести туда Благую весть о существовании Единого Государства.
У фильма признаки антиутопии совершенно явные. Но все-таки это фильм про женщину. На улицах и площадях мелькают плакаты "Марс наш". А женщина услышала космос (она так называемый контактёр), едва не потеряла рассудок, но, слава Богу, осознала, что нужна ей только любовь, а любит ее только один человек во всей Вселенной. Превосходная роль Тимофея Трибунцева.
"Сладкая женщина" Анна – работница пермской кондитерской фабрики. Изо дня в день вместе с остальными оцепеневшими от рутины коллегами часами стоит у ленты конвейера. Вокруг пластиковые лица, застывшие взгляды, нахмуренные лбы. Здесь создают продукцию, приносящую людям удовольствие и праздник, – шоколадные конфеты. В конце одного из типичных дней Анна вдруг падает, ударяется головой. И с этого момента начинает слышать инопланетные голоса. "Гоголь, по-моему, так писал, он описывает очень мелко детали, а потом раз – отлетает в космос, и оттуда, из космоса, лучше видно и понятно. Издалека, с дистанции", – поделилась режиссер Анна Меликян.
Анна Меликян в отечественном кинематографе доказывает, что авторское кино в обход всех существующих стереотипов может быть любимо широкой публикой. В качестве иллюстрации – премьерная "дорожка", где, кажется, собралась абсолютно разная Москва. Самый необычный, самый чувственный, самый взрослый фильм – по словам режиссера. Самый смелый – про принятие себя – по словам актрисы. "Это как хорошая книга, которую можно читать с точки зрения сюжета, либо с точки зрения смыслов, либо хорошего киноязыка. В этом смысле это кино уникально. По моим наблюдениям, сложно что-то сказать сразу после просмотра, оно формулируется через день, через два, потому что оно имеет совершенно оглушающий эффект", – отметила заслуженная артистка РФ Анна Михалкова.
"Про любовь" – главная и сквозная тема фильмов Меликян. "Чувства Анны" тоже об этом – о спасительной силе любви, которой все труднее нас спасать. Представители внеземных цивилизаций пытаются предупредить, что склонность к насилию приведет человечество к самоуничтожению уже через 10 лет, что увлеченное техническим прогрессом, оно забыло о нравственной эволюции. "Одумайтесь!" – призывает инопланетный разум. Так, почти 120 лет назад писал и Лев Толстой, но так и не был услышан. Глухими люди остались и к этим космическим призывам. Несмотря на потребность публики в контактёрах или Мессии, она не готова воспринимать смысл того, что услышала. "Муравейник живет. Кто-то лапку сломал – не в счет… а помрет, так помрёт"… вторит песня Цоя.
"Человечество настолько запуталось здесь, что нам кажется, что где-то в другом месте мы сможем начать что-то новое, заново, и там мы будем лучшими людьми, более разумными, рациональными, но это не так. Мы не справляемся здесь. Это как раз прекрасная мысль, чтобы задуматься о том, что происходит на планете", – добавила Анна Михалкова.
В "Чувствах Анны" Меликян вглядывается в космос – и в тот, что во Вселенной, и во внутренний космос отдельно взятой женщины – в кризисе или на грани нервного срыва, как сказал бы Альмодовар. Самой Анне, кажется, тоже нет большого дела до других цивилизаций и планет. Ей хочется пожить в свое удовольствие на этой. Теперь она – "пермская Ванга" – объект восхищения, интереса журналистов и профессора с внешностью Андрея Тарковского, "сталкером" сопровождающего Анну не только в "зону" межцивилизационных контактов, но и внебрачных. Чёрно-белая картина делит на свет и тьму и экран, и мир героев, стоящих на пороге больших открытий и еще больших трагедий.
Магический реализм, антиутопия, антимилитаристская притча. О мирском и небесном, о теле и духе, о потере почвы и всеобщей дезориентации во времени и пространстве. "Чувства Анны" скачут от смысла к смыслу на фоне медленно погибающего от пандемии мира и подготовки космической экспедиции на Марс. Значит ли это, что люди смогут спастись, или еще одна планета превратится в конвейерную ленту, по которой обреченно потянутся шоколадные конфеты, созданные без любви?