Региональному отделению реставрационного центра имени Грабаря – 35 лет
«Здесь и подклад сильно разрушен, тоже придется подбирать материал хлопчатобумажный, дублировочный. И все тоже ставить на свои места».
Они все «расставят» на свои места. Такая работа — сохранять наследие Русского Севера для будущих поколений. На рабочем столе Александры Григорьевой епитрахиль. Это передник — часть церковного облачения духовенства 18 столетия. Он хранился в фондах Архангельского краеведческого музея. Другой раритет, с которым работает Мария Григорьева, тоже епитрахиль. Как подчеркнули специалисты, предстоит полная реставрация этих церковных вещей — сложная и длительная работа. Сейчас первый этап — исследование, после чего примут решение — какой провести демонтаж, подберут способ очистки и дублировочный материал.
Александра Григорьева, художник-реставратор тканей Архангельского отделения ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:«Вот как раз дублировочный материал, который предстоит покрасить и подвести под утраты. Я думаю, что будет очень красиво, если мы все деформации уберем, если все встанет на свои места и будет очень замечательный предмет для экспонирования в музее».
Еще из предметов богослужебного облачения священников — поручи 18 столетия. Иначе сказать — нарукавники в виде полос плотной ткани, которые закрепляются на запястье шнуровкой. И это Шенкурская школа шитья. Когда началась реставрация этих вещей, было сделано неожиданное открытие. Сначала лики Богоматери и младенца на поручах считали вышитыми.
Александра Григорьева, художник-реставратор тканей Архангельского отделения ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:«Когда предмет уже пришел к нам на реставрацию, оказалось, что здесь вообще лики написаны масляной живописью и реставрация их будет в следующем году. В мастерской масляной живописи».
И уже готовы к отправке в Вельский музей детские ботинки из грубой черной кожи. Сверху они украшены шерстяной тканью, поэтому и название «коты праздничные». Такая обувь была распространена в русских деревнях в 18-19 веках. По словам специалистов, проблема заключалась в том, что они долго не хотели размягчаться и все время на них выступали какие-нибудь соли. Причем, ботиночки попали в руки реставраторов со следами бытования, то есть с историей жизни предмета до поступления в музей.
Александра Григорьева, художник-реставратор тканей Архангельского отделения ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:«Как раз там было и сено, и навоз. Там чего только не было! Где ходили, то и осталось. — Убрали навоз? — Да. — А почему? Нельзя же. Это тоже тех времен. — Думаете, бытование предмета нужно было оставить?».
Светлана Синицына:«Как говорится, мастеру виднее. Но возможно, что это была „изюминка“ двухсотлетних ботиночек».