24 ноября 2023, 11:35 24 ноября 2023, 12:35 24 ноября 2023, 13:35 24 ноября 2023, 14:35 24 ноября 2023, 15:35 24 ноября 2023, 16:35 24 ноября 2023, 17:35 24 ноября 2023, 18:35 24 ноября 2023, 19:35 24 ноября 2023, 20:35 24 ноября 2023, 21:35

II Петербургский музыкальный фестиваль им. С. К. Горковенко

Цикл концертов состоится с 4 по 12 декабря.

"Афиша второго фестиваля памяти маэстро Горковенко будет отличаться своей концентрированностью: за неделю – три события, выделяющиеся из общего концертного потока, – говорит Антон Лубченко, идейный вдохновитель музыкального проекта, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. – Мы делаем акцент на новых или малоизвестных партитурах, причем в авторских редакциях, без наслоений или искажений".

Фестиваль откроется 4 декабря в Капелле. В программе – две версии старинной легенды о докторе Фаусте: оратория Роберта Шумана "Сцены из "Фауста" Гёте" и кантата Альфреда Шнитке "История доктора Иоганна Фауста".

"У каждого художника должен быть свой Фауст" – эта максима европейской культуры составляет смысловой стержень уникального концерта. Образ Фауста связан с вечными темами: взаимосвязи познания и веры, добра и зла, пути постижения истины и смысла жизни. Сочинение Шумана сочетает в себе элементы оперы, кантаты и оратории. В нем есть задумчивая задушевность, мистика, ирония – и эта многомерность делает "Сцены…" одной из вершин в творчестве композитора-романтика.

Альфред Шнитке – культовая фигура, одна из центральных в музыке второй половины XX века. Его кантата "История доктора Иоганна Фауста" захватывает своей напряженностью, прозорливостью и философской силой. Ни одно событие в мире академической музыки 1980-х не вызвало такого ажиотажа, как первое исполнение кантаты в СССР. Партию Мефистофеля, написанную на эстрадное контральто, должна была петь народная артистка СССР Алла Пугачёва. В итоге суперзвезда отказалась от участия, что не помешало арии Мефистофеля в жанре инфернального танго превратиться в легенду. В разные годы ее пели Лариса Долина, Раиса Котова. Сегодня для ее исполнения приглашена Екатерина Бачурина, эстрадная певица, долгое время работавшая вместе с Аллой Пугачёвой в ансамбле бэк-вокала.

Вторую ипостась Мефистофеля – сладкого обольстителя – композитор доверил контртенору. На эту партию приглашен из Москвы звездный обладатель редкого мужского голоса Вадим Волков. Также в концерте заняты солисты Мариинского театра Екатерина Гончарова, Денис Закиров, Владимир Феляуэр, Юрий Власов.

7 декабря в Малом зале филармонии состоится "Семейный концерт для детей и взрослых", на котором впервые в России прозвучит симфоническая сказка Тома Вудса "Карнавал динозавров".

Дирижер и композитор из Австралии Том Вудс завершал свое музыкальное образование в Москве. Он хорошо знает и любит Россию. Если бы это зависело только от него, композитор с радостью присутствовал бы на российской премьере своего сочинения. Главный герой симфонической сказки представляет диковинный мир древних существ, но при этом он добродушный и веселый. Нет сомнений, что этот музыкальный персонаж будет интересен детям, да и взрослые отнесутся к нему с симпатией.

Также в программе детская сюита "Летний день" Сергея Прокофьева, которая родилась из его страстного тяготения к детскому миру, в который композитор вслушивался чутко и любовно, не сопротивляясь его обаянию.

В сюите Жоржа Бизе "Детские игры" внутренняя жизнь ребенка раскрыта сквозь призму игровых ситуаций, любимых детских развлечений и забав. В качестве чтеца приглашен замечательный актер Дмитрий Мурашев.

12 декабря Губернаторский симфонический оркестр Санкт Петербурга впервые в своей истории выступит в Концертном зале Мариинского театра. Валерий Гергиев доверил коллективу свой знаменитый зал с идеальной акустикой для концертного исполнения оперы Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке".

Вместе с Губернаторским оркестром выступят ведущие солисты Мариинского театра. Главные партии исполнят Владимир Мороз и Мария Баянкина. Опера при жизни композитора прозвучала единственный раз на закрытом показе и была подвернута разгромной критике. Через десять лет после смерти Прокофьева были предприняты попытки поставить ее в Большом театре. Но опера все еще казалась настолько экспериментальной, что даже вдова композитора и автор либретто Мира Мендельсон-Прокофьева согласилась на сильные – более 40% музыки – сокращения, перестановку сцен и переделку текста, который должен был стать более "советским" – без мистицизма и "странных ассоциаций" с древнегреческим мифом об Икаре. Однако в таком виде в годы "оттепели" опера показалась зрителю официозной и приспособленческой, породила массу шуток и надолго легла "на полку".

Для концертного исполнения на фестивале используется подлинная авторская редакция сочинения "трудной судьбы", не принятого современниками. Сегодня внимательный слушатель оценит, как много личного вложил композитор в образ главного героя. Прокофьев верил, что вопреки критике выстраданная им опера будет жить. Авторскую редакцию по рукописям восстановил Антон Лубченко, он же осуществил запись оперы на диск. В 2019 году эта запись получила премию "Чистый звук" (российский аналог "Грэмми").

II Петербургский музыкальный фестиваль им. С. К. Горковенко проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. С подробной программой фестиваля можно ознакомиться на сайте фестивальгорковенко.рф и в официальной группе ВКонтакте.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация