В новом выпуске "Белой студии" – актер и продюсер Милош Бикович
"Работа над собой – это процесс, в котором человек должен быть постоянно": в новом выпуске "Белой студии" – актер и продюсер Милош Бикович.
О продолжении комедии "Холоп", о силе привычки и работе над собой, о Достоевском и Соррентино, об опасности обломовщины, о радости познания и методах воспитания Милош Бикович беседует с ведущей программы Дарьей Златопольской.
Смотрите 28 ноября в 21:45 (повтор 29 ноября, 16:10) на телеканале "Россия – Культура".
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
О новом фильме "Холоп 2" (реж. К. Шипенко):
Если в первой части фильма "Холоп" мой герой Гриша был в пассивном положении, то во второй он пытается помочь другим людям и научить их тому, чему его научили в первой части. Мне кажется, это доказывает, что он принял те ценности, которые в нем зародились в первой части. Это кино про общество – не только про одного героя, а про отношения в обществе, какими они могут быть. И еще один урок: как свои агрессивные импульсы удержать и переработать, переродить во что-то более креативное, более доброе, полезное.
О силе привычки:
У людей нет терпения, обычно не хватает сил – понимать другого человека. Мы все ожидаем, чтобы нам подавали любовь, внимание или поступки так, как мы привыкли. Если мы это не получаем так, как и когда ожидаем, то злимся и начинаем проецировать свои темные импульсы на другого человека. И начинаем считать, что он это делает нам назло. А чаще всего этот человек просто живет так, как он привык, как он думает, не всегда это направлено против нас. От этого происходят недоразумения и превращаются во вражду.
О терпимости:
Про это весь Новый Завет написан. Если коротко, то – любить и прощать. Если развернуто – работать над собой. Чтобы научиться любить и прощать – надо много над собой работать. Любить – это не просто чувство, когда мне что-то нравится. Так любят дети. А взрослые любят так, как надо тому, которого любят. А для этого надо понимать, слушать, смотреть и одновременно слушать и себя, и как это во мне отзывается. И это сложный процесс.
О фильме "Вызов" (реж. К. Шипенко):
Главное, что мне хотелось показать, – насколько главному герою хочется туда лететь, насколько ему это нужно. Тогда его жертва становится еще более значимой для этой истории. <…> Работа над собой – это процесс, в котором, думаю, человек должен быть постоянно. Если понимаешь, что тебе это легко дается, значит, что-то делаешь не так. Эгоистичный маленький человек, который хочет всё для себя, никуда не уходит, он просто ищет свой фронт, где может торжествовать. Поэтому его надо постоянно перевоспитывать.
О внутренней силе:
У нас система ценностей неправильная. Человек должен быть мягким не по слабости, а по желанию. Если ты слабый, ты не имеешь выбора. А если ты сильный, но мягкий, то это осознанный выбор. Слабый человек может быть добрым, но это не потому, что он так выбрал. А сильный человек, когда он добрый, может выбирать быть и жестким, и жестоким, и грубым. А он выбирает быть добрым. Сильный человек – это человек, который интегрирует в себе и ту энергию, которую он черпает из своих темных корней, из своего животного – и преображает. Тут ключевое слово – преображение. Преображает в свет.
Об эстетике Пауло Соррентино:
Красота в фильмах Соррентино играет одну из главных ролей. Но у него всегда есть определенная доза грусти, потому что всё проходит. Достоевский, когда говорит про красоту, имеет в виду ее духовное качество. Почему она спасет мир? Потому что она будет ориентиром в темноте. Красота в духовном смысле, а не 90-60-90 пропорции. А у Соррентино персонажи окружены вот этой красотой и пытаются заполнить духовную пустоту.
О радости познания и методах воспитания:
В человеке заложена радость, когда он чистый. Дети смеются, радуются. Что детям надо? Им игрушки не нужны. Они познают мир, это приносит радость, а не игрушки. Дети радуются, пока не заходят в мир, который их портит. Нет времени – вот вам планшет, вот вам телефон. А там появляется другая проблема – кто через этот телефон воспитывает. Я запретил бы давать телефон детям до 12-13 лет, ввёл бы штраф.
О фильме "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (реж. Н. Михалков):
В наивности обломовщины есть потенциально большая опасность. Быть добрым, оказывается, в жизни недостаточно, надо еще обладать каким-то качеством. В кино я вижу это как знак тревоги. Штольц мне ближе, он другая крайность – слишком прагматичен. Человек, у которого есть всё то, чего нет у Обломова. Баланс нужен. <…> Человек не рожден, чтобы лежать в халате. А чтобы создавать и творить, нести ответственность.