1 декабря 2023, 11:25 1 декабря 2023, 12:25 1 декабря 2023, 13:25 1 декабря 2023, 14:25 1 декабря 2023, 15:25 1 декабря 2023, 16:25 1 декабря 2023, 17:25 1 декабря 2023, 18:25 1 декабря 2023, 19:25 1 декабря 2023, 20:25 1 декабря 2023, 21:25

Третьяковская галерея представляет эскизы к картине "Явление Христа народу"

  • Картинка
  • Третьяковская галерея представляет эскизы к картине "Явление Христа народу"
  • Картинка
    Третьяковская галерея представляет эскизы к картине "Явление Христа народу"
  • Третьяковская галерея представляет эскизы к картине "Явление Христа народу"
В Третьяковской галерее хранится более 700 листов и около 40 альбомов с рисунками Александра Иванова. Но даже те несколько десятков, которые демонстрируются на выставке, дают представление о пути, который прошел художник при создании картины.

Выставка "Эскизы и этюды" к картине "Явление Христа народу" кисти Александра Иванова открылась в Третьяковской галерее. Ей принадлежит графическое наследие художника. Как рождалась знаменитая картина, можно проследить по серии акварельных и карандашных набросков. Их увидел и изучил Антон Николаев.

Картину "Явление Христа народу" Александр Иванов писал на протяжении 20 лет. Сам по себе это беспрецедентный в истории русского искусства случай. Мало кто видел те несколько сотен подготовительных эскизов и набросков, которые предшествовали созданию монументального полотна. В Третьяковской галерее хранится более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов с рисунками Александра Иванова. Но даже те несколько десятков, которые демонстрируются на этой выставке, дают представление о том пути, который прошел художник. Видно, как год от года менялся замысел картины, композиция, герои.

"Главная картина Иванова – загадка, неразгаданная до сих пор. Ей посвящено огромное количество работ, и все равно она остается загадкой. Как столько лет художник работал над этим самым большим произведением? Что он не доделал? Почему он не завершил свой главный труд? В чем он опередил свое время?" – рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.

За время работы над картиной в своей мастерской в Риме художник несколько раз показывал ее разным людям. Это и будущий император Александр II, тогда цесаревич, который впоследствии выкупил полотно у художника, и Николай Гоголь, которого, как полагают некоторые искусствоведы, он изобразил среди толпы, и целый ряд русских и европейских художников. Эпопеей было не только создание, но и перевозка гигантского полотна из Рима в Санкт-Петербург. Во время путешествия по морю корабль попал в сильный шторм. Да и самому Иванову досталось от некоторых критиков.

"К счастью, картина жива, картина здесь и находится в этом зале, который выстроен специально для нее. Это бывший внутренний двор Третьяковской галереи, который к реконструкции, завершившейся в 1995 году, был перекрыт. И здесь у нее есть воздух, пространство, возможность отойти, посмотреть на определенном расстоянии на эту картину. Мне кажется, что она в Третьяковской галерее обрела свое настоящее и достойное место", – отметила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Сколько бы не изучали искусствоведы картину Александра Иванова, вряд ли найдется кто-то один, кто однажды поставит в этом вопросе точку. Сюжеты на вечные темы будут вызывать не только вечные споры, но и вечно приковывать к себе внимание. И для каждого нового поколения эта картина будет открываться заново.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация