Михаил Шемякин представил первую часть своей автобиографии "Моя жизнь: до изгнания"
Михаил Шемякин представил в Москве первую часть своей автобиографии под названием "Моя жизнь: до изгнания". На презентации побывала Юлия Кундрюкова.
В Московском доме Достоевского к приезду Шемякина подготовились: торопились нанести на забор напротив входа – граффити с его "Сном Раскольникова". Иллюстрации к роману Достоевского "Преступление и наказание" Михаил Шемякин доделал к концу 60-х. А в 2019-м во время ремонта этого здания ему предложили под работы целый зал. В своих фирменных высоких сапогах, неизменно в черном – он с особым чувством входит в мир собственных иллюстраций.
"Для меня это мистический зал, потому что когда меня изгоняли из Советского Союза, то у меня была сделана часть иллюстраций к "Преступлению и наказанию". Я, зная что мне запрещено вывезти с собой – не имел права брать рисунки, какие-то вещи – я приехал сюда и предложил в подарок", – рассказал художник, скульптор Михаил Шемякин.
Тогда здесь принять такой подарок не могли: фамилия Шемякина была неблагонадежной. Но вот, спустя годы – Раскольников, Свидригайлов, Сонечка и старуха-процентщица – на этих стенах: от пола до потолка. Именно в доме Достоевского Шемякин решил сделать презентацию первой автобиографической книги – "Моя жизнь: до изгнания". Писал ее около 20 лет. Перо шло тяжело: не очень-то хотелось писать о себе. Но с годами понял: это необходимо, такую биографию нужно зафиксировать. И нашел свой – конечно, необычный формат.
"Чтобы окончательно порвать с этой идеей семейного альбома, я просто отказался от фотографий, всё построено только на рисунках", – поделился Михаил Шемякин.
Это памятник моему времени – говорит Шемякин. А еще тем людям, с которыми столкнулся. С интеллигенцией, которую называет "леваками", с московскими нонконформистами. Вспоминает, как принудительно лечился в психушке. Как собирался вплавь добраться до турецкой границы, но был арестован и выдворен из страны, с пустыми руками и запретом даже на прощание. Иллюстрации в книге – максимально документальные. И, конечно, недетские – маркировка 18+. Михаил Шемякин уже работает над следующей книгой – продолжением, которую планирует назвать просто: "За бугром". И вторую часть собирается писать гораздо быстрее.