Выставка "Свет и воздух. Традиции импрессионизма в советской живописи" в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Произведения целого ряда известных мастеров, таких как Юрий Пименов, Петр Вильямс, Игорь Грабарь, Борис Иогансон, Владимир Лебедев, Роберт Фальк, Исаак Бродский, Петр Осолодков, Евсей Моисеенко и других, а также авторов, волею обстоятельств выпавших из оборота научного исследования, таких как Александр Исупов, Михаил Демидов, Виктор Мей, Ирина Бройдо, Эльбей Рзакулиев (их живописные произведения демонстрируются в Санкт-Петербурге впервые), помогают выстроить достоверный облик культуры советского периода, осознать и понять многие проявления художественных поисков. Несмотря на борьбу с формализмом и различные разоблачительные кампании самобытность таланта и творческие увлечения авторов способствовали рождению альтернативной художественной ситуации в советской культуре.
Зрительская востребованность в изучении стиля импрессионизма постоянна. Проекты, посвященные этой теме, были репрезентованы различными музеями, такими как Музей русского импрессионизма в Москве, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Выставка "Свет и воздух. Традиции импрессионизма в советской живописи" близка им по целеполаганию – показать историю стиля, но на оригинальном материале советской эпохи. Особенность проекта МИСП заключается в предпочтении иного жанра, помимо обязательного натюрмортного и пейзажного: портрет и фигура в интерьере и на пленэре, бытовые и производственные сценки, камерные малофигурные композиции.
Марина Джигарханян, директор МИСП: "Многолетний опыт работы МИСП с художественным материалом ХХ века выявил необходимость организации выставки, которая смогла бы представить искусство советского времени не как одномерное подцензурное явление, а как интенсивно развивающийся творческий процесс художественных поисков, ориентированный на традиции и достижения предшествующих эпох. Экспозиция таким образом разрушает укоренившиеся в сознании устойчивые стереотипы о тотальном господстве "социалистического реализма", лишенного каких-либо признаков жизни. Советские мастера, по крайней мере многие из них, ставили себе и разрешали собственные творческие задачи, переводя общественные идеалы в энергию индивидуальных художественных возможностей и интересов, в язык живописной поэтики. Импрессионизм, система его приемов стали для многих советских мастеров своеобразным источником вдохновения, могучим импульсом для внутреннего раскрепощения, для выражения личностных живописных ощущений и эмоциональных настроений".
На подготовку выставки ушло более года. Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков работал в тесном сотрудничестве с многочисленными российскими музеями, которые щедро делились своими собраниями. В результате собран невероятно интересный и разнообразный живописный материал.
Марина Джигарханян, директор МИСП: "Глядя на выставленные произведения, понимаешь, что свет, изменчивые состояния световоздушной среды, как характерные для импрессионистической стилистики способы трансформирования реальности широко использовался советскими мастерами. Именно это и определило название выставки – Свет и воздух". Созданный художниками мир раскрывается перед нами как напоенное лучезарным благодушием и светом бытие, в своей идеологической направленности вполне отвечающее декларируемым установкам эпохи и вместе с тем захватывающее эстетической красотой зрелище".
Экспозиция выставки состоит из четырех самостоятельных разделов: пейзаж, портрет, труд, отдых, выстроенных в соответствии с представляемыми темами.
В разделе "Пейзаж" будничные мотивы городских парков, полевых цветов на фоне сияющей голубизны неба, блестящие переливы солнечных лучей на воде, морские набережные с гуляющими людьми художники вкладывают всю силу своих чувств, ощущение слитности с природой, восхищение перед ее мажорной сущностью. Реальность превращена в трепетную, ласкающую глаз картину душевной радости или мечту о ней.
Представляя жанр портрета, организаторы сознательно сосредоточились на лирической линии развития сюжета, на сугубо частном аспекте человеческого существования. Образы молодых рафинированных красавиц, матерей с детьми, подростков покоряют подлинной интимностью чувств и переживаний. Предлагается такое измерение современного мироздания в интерпретации натуры, когда состояние души – самоуглубленно-созерцательное, элегически-безмятежное, сентиментально-мечтательное – передается через различные световые рефлексы, тональные колебания, мерцания и подвижность цвета.
Наибольший интерес с точки зрения связи советского искусства с идеологическим дискурсом эпохи представляет раздел, посвященный жанровой живописи. Произведения отображают процессы труда и отдыха. Запечатлены люди, которые заняты уборкой урожая, ловлей рыбы, строительством плотов на воде или стиркой белья, ударники труда, молодые фабричные работницы и колхозницы.
Величавые смыслы, заложенные в ключевые мотивы советской эпохи, были привлекательны для многих авторов. Творческое стремление визуализировать миф, мечту давало яркие всходы, приводило к интереснейшим художественным истолкованиям тем, востребованных государством. Идейно-эмоциональный замысел содержания раскрывался через заряд живописного воображения, богатство и свободу пластических приемов, сложные цветовые и световые решения.
Проект "Свет и воздух" посвящен импрессионистическому вектору тяготений как своеобразной форме преодоления официозных штампов, как художественному методу, позволявшему эстетизировать канонические советские темы, насыщать их эмоциональными смыслами, обогащать свободой живописных завоеваний.