Концерт-перформанс представили на Фестивале актуальной музыки SOUND UP
Необычный концерт-перформанс на Фестивале актуальной музыки SOUND UP. Гости стали свидетелями открытой репетиции симфонического оркестра, а затем – премьерного исполнения нового сочинения. Там побывала и Дженнет Арльт.
Концертный зал Российской академии наук, дресс-код total-black и продуманный сценарий вечера, начиная от самого входа. Проект актуальной музыки Sound Up вновь удивляет зрителей, в этот раз концертом-перформансом, в котором слушатели допускаются в обычно запретную для них зону — на репетицию и на сцену. Не стесняясь гостей, дирижёр и музыканты будут выполнять рутинную работу — такт за тактом оттачивать музыкальные фразы.
Не просто попасть за кулисы, побывать на репетиции, но оказаться в самом сердце оркестра, рядом с музыкантами, с возможностью заглянуть в партитуру и всем телом ощутить мощный звук, который рождается внутри этого живого организма — в этом главная идея концерта-перформанса. После такого опыта вряд ли получится воспринимать музыку по-прежнему.
Перед каждым слушателем – своя личная партитура, с краткими пояснениями и правилами. Расслабиться, сделать глубокий вдох. Сконцентрироваться. Внимательно слушать и следить за обменом взглядами между музыкантами и дирижёром. Уловить их визуальный диалог и симфонию смыслов.
"SOUND UP — это фестиваль современной академической актуальной музыки. То есть это обычно произведение композиторов ХХ века, XXI века, которые играются, популяризируются, доносится до слушателя в интересной манере. Иногда это какая-то интересная локация, интересное соединение театра, может быть разных дирижёров, разного звучания", – рассказал драматург, сценарист Михаил Дегтярёв.
Симфонический коллектив проекта — Sound Up Orchestra и дирижёр Станислав Малышев репетируют сюиту из симфонии-балета Ильи Демуцкого “Оптимистическая трагедия”. Работа над интерпретацией и звучанием достигает апогея и репетиция превращается в полноценный концерт. Сочинение Ильи Демуцкого стало российской премьерой — впервые оно было исполнено в 2017 году в Сан-Франциско. Для самого композитора этот концерт — сюрприз. Результат приятно удивил.
"Меня как раз привлёк этот экспериментальный формат. Я вообще люблю, когда и музыка, и любые виды искусства так или иначе начинают переплетаться. Я понимаю, что это перфоманс, но считаю, что за этим будущее в том числе академической симфонической музыки", – поделился композитор Илья Демуцкий.
Жизнь перформанса недолгая, его главный смысл в мимолётности и неуловимости. Этот иммерсивный концерт вряд ли может повториться, но будут другие. Те, что продолжат раскрывать многослойность искусства — с разных ракурсов, через все органы чувств, смену ролей и вариативность пространства.