20 декабря 2023, 09:00 20 декабря 2023, 10:00 20 декабря 2023, 11:00 20 декабря 2023, 12:00 20 декабря 2023, 13:00 20 декабря 2023, 14:00 20 декабря 2023, 15:00 20 декабря 2023, 16:00 20 декабря 2023, 17:00 20 декабря 2023, 18:00 20 декабря 2023, 19:00

Как создавали внутреннее убранство крупнейшего православного храма на Балканах?

  • Как создавали внутреннее убранство крупнейшего православного храма на Балканах?
  • Картинка
    Как создавали внутреннее убранство крупнейшего православного храма на Балканах?
  • Как создавали внутреннее убранство крупнейшего православного храма на Балканах?
Об этом расскажет выставка "Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде" в Российской академии художеств.

Как создавали внутреннее убранство крупнейшего православного храма на Балканах, можно узнать на выставке в Российской академии художеств. Там представлены эскизы мозаичного оформления, созданного российским и белорусскими мастерами. Антон Николаев – подробнее.

17 тысяч кв. метров мозаики общим весом 400 тонн, но это всего лишь статистика. О том, сколько было трудностей, не расскажешь, вспоминает руководитель коллектива художников, которые принимали участие в благоукрашении храма Святого Саввы в Белграде, Николай Мухин. "За всю историю христианства никто не делал единовременно так, чтобы столько мозаики, полы, иконостас, хоросы. Там такое: "В алтаре мы не будем мозаику делать". Хорошо, не будем. А потом, когда открыли купол: "А почему у нас мозаики в алтаре нет?" Я говорю, что не хотели же. "Ну, мы же не знали, что она такая прекрасная будет", – поделился народный художник России Николай Мухин.

Над созданием мозаичного убранства для храма Святого Саввы в общей сложности трудилось 350 российских и белорусских художников. Монументальные изображения выкладывали по эскизам Николая Мухина из специально изготовленного цветного стекла, а затем готовые фрагменты переправляли в Белград. Здесь другая бригада монтировала их на стены храма. Работа над благоукрашением храма Святого Саввы длилась 5 лет, а сам храм строился фактически на протяжении всего XX века. Для сербского народа святой Савва, живший на рубеже XII-XIII веков, значит столько же, сколько Сергий Радонежский для России. Сын великого князя Стефана Немани, будущий святитель Савва и сам должен был стать главой государства, но еще в юношеские годы отказался от власти и принял монашество на Афоне, став впоследствии основателем афтокефальной Сербской православной церкви.

"Русская православная церковь с самого начала создания этого проекта принимала в нём самое непосредственное участие. Российское государство оказало решающую помощь в том, чтобы этот проект был осуществлен. Как сказал в своём обращении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, этот храм и этот проект является приношением России и Русской церкви святому Савве Сербскому, самому почитаемому святому Сербской православной церкви", – рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Митрополит Антоний.

"Он принял монашеский постриг в русском монастыре Пантелеимона, поэтому эта связь, которая существует между Российской академией художеств и Сербской православной церковью, имеет ещё большое значение, потому что святой Савва – основатель сербско-русских культурных взаимоотношений", – отметила советник вице-премьера, министра обороны Сербии Даница Станисавлевич.

Приняв христианство от Византии, Россия теперь приносит Европе как дар своё искусство, а то, что это произведение мирового художественного уровня, не вызывает сомнений. "До конца дней моих я всегда буду об этом думать, потому что здесь была такая заряженность на эту работу, что я могу ночью проснутся и обсуждать сам с собой, почему я это так сделал. Это очень серьёзное напряжение было, очень серьезное", – подчеркнул Николай Мухин.

Монументальный труд завершен. Начиналось всё, как рассказывает Николай Мухин, с маленького крестика, который своими руками в самом начале работы выложил патриарх Сербский Ириней.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация