Выставка "Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла" в Фонде IN ARTIBUS
Его классические труды "Меценаты и художники", "Вкус и античность", "История и ее образы: искусство и интерпретация прошлого" давно стали хрестоматийными для искусствоведов разных стран, а в прошлом году появился наконец и русский перевод последней книги Хаскелла "Эфемерный музей", доработанной и подготовленной к публикации уже после смерти ученого.
Судьба Хаскелла оказалась удивительным образом связана с Россией. Его отец Арнольд Хаскелл – знаменитый балетный критик и директор Королевской школы балета, близко друживший с А.Бенуа, М.Ларионовым, В.Нувелем и другими участниками "Дягилевских сезонов", написал первую в истории книгу о Сергее Дягилеве и русском балете, и как он сам говорил, выбрал в жены "конечно же русскую, хоть и не танцовщицу".
Ученый последовал примеру отца и в 1965 году женился на Ларисе Салминой, сотруднице Государственного Эрмитаже и специалисте по итальянскому рисунку. Они познакомились в Венеции во время Биеннале 1962 года, где Салмина была комиссаром советского павильона. Вскоре после этого пара перебралась в Оксфорд, там Хаскелл стал профессором в университете, а Лариса Салмина-Хаскелл – хранителем музея Эшмола и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.
За долгие годы совместной жизни, работы и путешествий Хаскеллы собрали коллекцию гравюр XVI-XIX веков, в которой личный вкус и человеческие связи ученого явно преобладают над стремлением собрать эстампы определенного периода или определенной национальной школы.
Хаскелл любил Италию, прежде всего ее Север и Рим, и большинство его эстампов итальянские или связаны с Италией. Среди имен граверов, представленных в его коллекции выдающиеся мастера резцовой гравюры – Маркантонио Раймонди, Марко Денте да Равенна, Джованни Баттиста и Адамо Скултори, воспроизводившие оригинальные композиции художников Возрождения, а также кумиры более позднего времени – Сальватор Роза и Джованни Пиранези. Даже голландские и фламандские гравёры представлены в его собрании преимущественно работами, вдохновлеными итальянской природой и колоритом ее сельской жизни.
Наставляемый кумирами своей научной юности – Николаусом Певзнером и Рудольфом Виттковером, Хаскелл начал на рубеже 1950-х карьеру историка искусства с изучения и открытия захватывающей и экстравагантной красоты итальянской барочной живописи XVII века, преданной забвению на протяжении предыдущих ста с лишним лет. И лучшие из листов в его "гравюрном кабинете" принадлежат именно к этому периоду и связаны с римским кругом художников-современников Джованни Кастильоне и Пьетро Теста.
Столь же примечательна в собрании и подборка британской карикатуры и журнальной иллюстрации. Для Хаскелла это не просто излюбленный национальный жанр, но и отклик его научных занятий социальной историей искусства, одним из отцов основателей которой, он стал.