22 декабря 2023, 11:31 22 декабря 2023, 12:31 22 декабря 2023, 13:31 22 декабря 2023, 14:31 22 декабря 2023, 15:31 22 декабря 2023, 16:31 22 декабря 2023, 17:31 22 декабря 2023, 18:31 22 декабря 2023, 19:31 22 декабря 2023, 20:31 22 декабря 2023, 21:31

Единственной в России мануфактуре по воссозданию тканей грозит исчезновение

  • Картинка
  • Единственной в России мануфактуре по воссозданию тканей грозит исчезновение
  • Картинка
    Единственной в России мануфактуре по воссозданию тканей грозит исчезновение
  • Единственной в России мануфактуре по воссозданию тканей грозит исчезновение
Список мест, к восстановлению которых приложили руку сотрудники мастерской, впечатляет: Большой и Малый театры, Юсуповский дворец, Эрмитаж, Коломенское, Петергоф.

Единственная в России мастерская, где производят ткани по старинным образцам, оказалась под угрозой. Изделия этой мануфактуры используют при реставрации исторических усадеб и дворцов. Производство располагается на территории Новоспасского монастыря, но сейчас там начался ремонт, и оборудование предлагают перевезти в ангар. Мастера уверены, что после этого оно превратится в металлолом. В ситуации разбиралась Мария Темникова.

На специальную бумагу художник наносит штрихи цветными карандашами. Перед нами эскиз будущих тканевых обоев для дворца Кусково. Этот рисунок – дорожная карта следующего этапа производства. Это не диковинный музыкальный инструмент, а станок, воссозданный по образцу XVIII века. На перфокарты с помощью сложной системы наносится код будущей ткани, то есть расположение цветных нитей. Сравнимо с компьютерной программой. Затем данные встраивают в так называемую жаккардовую машину. Вот на этом уникальном станке воссоздаются шелковые ткани, и специалист Василиса сейчас попробует научить меня своему искусству.

Когда в послевоенной Москве появилась группа энтузиастов, готовых возродить старинное ткацкое производство, это казалось чем-то нереальным. Но десятки дворцов, музеев, усадеб по всей стране требовали восстановления, в том числе и интерьеров. Много лет производство занимало помещения Новоспасского монастыря. Сейчас здесь началась реставрация. Мануфактуру попросили съехать. Но не в новое помещение, а на склад. Сотрудники уверены: сложные и очень хрупкие станки ангарного хранения просто не переживут.

"Если ее перевезти куда-то, и она будет лежать год, два, три – это может стать просто кучей мусора", – предупредил мастер отдела по восстановлению старинных тканей в составе Музея Востока Сергей Стоянов.

А чтобы перевезти мастерскую, где окрашивают шелк-сырец, придется распилить вот эти барки. "Важно еще сохранить людей, которые знают, как обращаться с этим оборудованием, потому что этому не учат. И мне, конечно, очень больно думать, что это все пропадет", – поделилась ткач отдела по восстановлению старинных тканей в составе Музея Востока Василиса Федосеева.

Список мест, к восстановлению которых приложили руку сотрудники мастерской, находящейся в ведении Государственного музея Востока, впечатляет: Большой и Малый театры, Юсуповский дворец, Эрмитаж, Коломенское, Петергоф. "Работа этой мастерской для музеев важна необычайно. То есть можно сказать, что мы практически не можем без них существовать. К кому мы будем обращаться?" – задается вопросом ученый секретарь музея-заповедника "Останкино и Кусково" Наталья Костина.

А обращаться действительно не к кому. Мастерская по восстановлению старинных тканей – единственная в своем роде. "Самый лучший вариант был бы остаться здесь. Но если уж невозможно, то надо сначала подготовить помещение для переезда мастерской", – считает начальник отдела по восстановлению старинных тканей в составе Музея Востока Галина Симакова.

Но пока сотрудники пакуют чемоданы. Они должны съехать до апреля. И иного решения, чем ангар, для них пока нет.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация