Оставить кусочек сердца. Памяти Юрия Соломина
Юрий Соломин редко говорил о личном. Но, к счастью, остались записи его воспоминаний о детстве, об отце и матери, о первых выступлениях – восьмилетним, перед ранеными в военном госпитале, – и о первом гонораре – кусочке сахара. В программе "Судьба человека с Борисом Корчевниковым" в 2018 году он рассказал, что мама не желала ему актерского поприща, а видела его хирургом. А вот папа поддержал устремления сына и помог достать бесплатные билеты из Читы, где они жили, до Москвы, когда пришла пора выбирать профессию.
Вместе они семь суток ехали на поезде, чтобы Юрий мог поступить в театральное училище имени Щепкина. А потом целый месяц юноша жил на одних сухарях! Но оно того стоило – ведь он по-настоящему влюбился в Малый театр! И не только в него: уже на первом занятии он встретил Ольгу Андрианову – девушку, которая стала его единственной женой и с которой до самой ее смерти они жили душа в душу.
Громкая слава буквально обрушилась на Соломина в 1969 году, когда на телеэкраны вышел ныне легендарный фильм "Адъютант его превосходительства". К тому времени у 34-летнего артиста за плечами было лишь несколько киноролей, а тут в одночасье он оказался интересен миллионам зрителей. В этом ярком сполохе головокружительного успеха можно было потерять себя, забыв обо всем – но Юрий Соломин был из другого теста.
А начинался роман с кино в 1960 году – дебютом в фильме "Бессонная ночь". Выход документальной ленты "Юрий Соломин. Власть таланта" (2015) был приурочен к юбилею именно этого события. Силой дарования не может управлять даже тот, кто им обладает. Соломин порой и сам не знал, на что способен. Когда ему предложили роль в "Адъютанте", он отказался. И только благодаря упорству режиссера мы увидели актера в образе Павла Кольцова. Сюрпризом стал для него и отзыв Акиры Курасавы, у которого артист без проб сыграл главную роль в оскароносном "Дерсу Узале" (1975). Японский кинематографист разглядел в нем не только актерский, но и режиссерский талант.
Всего в фильмографии Соломина около 80 ролей. Образ Виталия Славина в "ТАСС уполномочен заявить", Ивана Телегина в "Хождении по мукам", Трактирщика в "Обыкновенном чуде", Генриха Айзенштайна в "Летучей мыши" и многие другие навсегда вписали его имя в историю отечественного кино и сделали любимым актером нескольких поколений. Он как никто иной умел сделать своих героев полнокровными, выпуклыми, живыми!
При всем уважение к телевидению и кино главным для Соломина все же всегда был родной Малый театр и его традиции. С 1988 года и до последних дней Юрий Мефодьевич был его бессменным художественным руководителем. "Я никогда не обижаюсь, когда говорят, что Малый театр – музейный, консервативный. Разве это плохо? Нет. Рисковать ничем не надо. Надо разумно дать новому хорошему возможность проявить себя. А старое традиционное, которое уже не одну сотню лет проявляло себя, оставить в покое и не делать сравнения!" – говорил народный артист СССР. О буднях Малого Юрий Соломин рассказал в программе "Белая студия".
Был он и Учителем с большой буквы: с 1961-го преподавал в Высшем театральном училище им. Щепкина, проводил мастер-классы с иностранными студентами в Америке, Японии, Южной Корее. Свой основной принцип обучения – и своего собственного существования на сцене и в кадре – он формулировал так: "Я всегда повторяю своим студентам и актерам слова своего педагога Веры Николаевны Пашенной: "Надо оставить кусочек своего сердца на сцене, зрителю, когда ты играешь спектакль!"
Для миллионов зрителей Юрий Соломин был и остается одним из самых любимых актеров. Актером со своим особым почерком, ему одному присущей манерой, индивидуальным звучанием. Признанный аристократ экрана и сцены, талантливый и обаятельный, он именно тот артист, которому мы, зрители, тоже отдаем кусочек своего сердца.