14 января 2024, 18:47 14 января 2024, 19:47 14 января 2024, 20:47 14 января 2024, 21:47 14 января 2024, 22:47 14 января 2024, 23:47 15 января 2024, 00:47 15 января 2024, 01:47 15 января 2024, 02:47 15 января 2024, 03:47 15 января 2024, 04:47

В "Геликон-опере" поставили "Черевички" Чайковского

  • В "Геликон-опере" поставили "Черевички" Чайковского
  • Картинка
    В "Геликон-опере" поставили "Черевички" Чайковского
  • В "Геликон-опере" поставили "Черевички" Чайковского
Премьера оперы пришлась на святочную неделю, когда, по поверьям, можно столкнуться с нечистью. На сцене ее было много, а волшебства – не очень.

История русской музыки содержит пример того, как художник, имевший огромный успех, успехом не был удовлетворен и взялся переделывать то, что принесло успех – вероятно, для того, чтобы добиться еще большего успеха, – с азартом карточного игрока. Но есть на этот счет другая версия: якобы Петр Ильич Чайковский, премированный за оперу "Кузнец Вакула", сам счел оперу чрезмерно нагруженной симфоническими изысками и создал более яркую версию того же сюжета – оперу "Черевички". Очередной ее образец представляется теперь в столичной "Геликон-опере".

И снова хорошо видно, как не сдерживал фантазию 20-летний Гоголь, уже третий год тосковавший по родной Украине. И коварство, и любовь. И фольклор, и христианство, и чертовщина, и верховная власть. Режиссер спектакля Сергей Новиков в оперное искусство влюбился в детстве, но посвящать ему всего себя не стал, карьеру сделал на государственной службе. Возглавляет Управление главы государства по общественным проектам. К разговору о нем и с ним самим вернемся через несколько минут.

На гриме Елисей Лаптев больше часа: силиконовые рожки с подсветкой, протезный желатин, спиртовые краски, и вот уже не лицо – маска черта. К встрече с этим красавчиком готовится Солоха Валентины Гофер. Эта парочка наделала немало шума в гоголевских "Вечерах на хуторе близ Диканьки", которые вдохновили Чайковского на создание оперы. Возможно, из-за происков нечистой силы Петр Ильич писал оперу дважды. Сначала в 1876-м – назвал "Кузнец Вакула". Через 11 лет – "Черевички". "Музыка Чайковского очень сложна – это сложная фактура, сложная оркестровка. Она сложная технически и для певцов, и для оркестра", – поделился дирижер-постановщик Филипп Селиванов.

Сергей Абабкин – тот самый кузнец Вакула. Выполняя каприз Оксаны, отправится в Петербург за черевичками к императрице, заарканит самого черта и поборет страх высоты. "Самое тонизирующее место, когда мы с чертом оказываемся на самом верху сугроба. Высота где-то три метра – сложновато смотреть в это время на дирижера, помнить, что нужно сейчас петь", – отметил солист театра "Геликон-опера" Сергей Абабкин.

У Чайковского изначально Екатерина II появлялась на сцене, но цензура запретила показывать в театре венценосных особ. Композитор переписал сцену. Оставил фаворита императрицы – Григория Потемкина. Он вручает Вакуле заветные черевички, которые исчезнут на глазах у зрителей. Екатерину II и Потемкина зрители могут увидеть на выставке в фойе Сергея Зимина. Здесь картины Левицкого, Тропинина, Боровиковского – 32 работы из восьми частных коллекций. "Они создают образы, настроение, сопровождают наш спектакль. Среди них можно увидеть портреты князей Кочубеев, которые на протяжении многих веков владели хутором Диканька", – рассказал куратор выставки Владислав Ступак.

Икорка, блинчики, соленья – Ростислав Протасов создал настоящий украинский хутор. Его самая большая гордость – черевички. Бальные туфельки, инкрустированные камнями, сделали петербуржские мастерские. "В них танцевали. Они служили недолго, потому что быстро рассыпались, в них ходить было тяжело. По морозу в них не походишь. Поэтому Оксане были совершенно ни к чему такие туфли", – пояснил художник-сценограф Ростислав Протасов.

Театральные туфли можно сравнить с оригиналами – из коллекции Назимы Мустафаева. Здесь модели XIX века и ультрасовременный эксклюзив Захи Хадид, архитектора и дизайнера. Возможно, от таких не отказалась бы и современная Оксана. Но только не героиня Елизаветы Кулагиной. "Мне очень нравится соединение бытового и мистического, сказочного. Мы в процессе не понимаем, это реальность или сказка", – призналась солистка театра "Геликон-опера" Елизавета Кулагина.

Премьера "Черевичек" в "Геликоне" попала на святочную неделю. По поверьям, это время, когда можно столкнуться с нечистью. На сцене ее было много, а волшебства – не очень.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация