16 января 2024, 11:34 16 января 2024, 12:34 16 января 2024, 13:34 16 января 2024, 14:34 16 января 2024, 15:34 16 января 2024, 16:34 16 января 2024, 17:34 16 января 2024, 18:34 16 января 2024, 19:34 16 января 2024, 20:34 16 января 2024, 21:34

Барельефам на станции метро "Новокузнецкая" вернули исторический облик

  • Картинка
  • Барельефам на станции метро "Новокузнецкая" вернули исторический облик
  • Картинка
    Барельефам на станции метро "Новокузнецкая" вернули исторический облик
  • Барельефам на станции метро "Новокузнецкая" вернули исторический облик
Самым сложным объектом стал гипсовый фриз с изображением нескольких родов войск.

Барельефам на станции метро «Новокузнецкая» вернули исторический облик. Самым сложным объектом стал гипсовый фриз с изображением нескольких родов войск. На расчистку от старых слоёв краски, устранение трещин и укрепление разрушенных фрагментов ушло девять месяцев. С подробностями – Илья Филиппов.

"Новокузнецкую" ещё до открытия в архитектурных журналах 30-х годов называли светлой и просторной: мраморные стены, белый свод потолка, светильники как факелы. Во время строительства появились барельефы – фриз с красноармейцами разных родов войск: летчики, танкисты, командиры. Здесь решено было показать историю. Советские войска форсировали Днепр, когда в Москве открывали "Новокузнецкую".

Собирал мозаику художник-мозаичист Владимир Фролов в блокадном Ленинграде, он умер от голода в 42-м. А панно смогли переправить в Москву и передать метростроевцам. Метрополитен имени "наркомтяжа" Кагановича в войну работал, укрывал от бомбежек и продолжал расти: шла третья очередь ввода новых станций. Впрочем, для "фронтового" фриза на Новокузнецкой пришлось использовать недорогой гипс. Многие иностранцы в метро не верят, что оно строилось в условиях жесткой экономии В те годы Лазарь Каганович говорил, что "класс эксплуататоров забрал этот материал себе, нужно, чтобы мрамор был пролетарским!". И вот он пролетарский. Только он не перестал быть дорогим.

"Новокузнецкой" уже 80. Самыми неустойчивыми ко времени стали как раз гипсовые барельефы. Несколько раз здесь пытались сделать ремонт с ведром краски и кисточкой. Замазывали нелепыми цветами. Почему-то исторические формы в метро часто поручали обычным малярам. А потом объект приходилось спасать. Так произошло и здесь: реставраторы работали ночами, снимали краску паром, восстанавливали утраченное. "Его несколько раз красили плотными красками, типа масляных, которые давали пленку, и возникал парниковый эффект. Гипс не мог "дышать", и он разрушался. Именно поэтому потребовалось срочное вмешательство реставраторов", – рассказала главный архитектор проекта реставрации Анастасия Заморенова.

Сейчас весь фриз светлый, чистый, такой – каким он был сдан в 43-м – со всеми военными сюжетами: летчики, танкисты, кавалеристы.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация