18 января 2024, 11:49 18 января 2024, 12:49 18 января 2024, 13:49 18 января 2024, 14:49 18 января 2024, 15:49 18 января 2024, 16:49 18 января 2024, 17:49 18 января 2024, 18:49 18 января 2024, 19:49 18 января 2024, 20:49 18 января 2024, 21:49

"Мои ли это родители?": переехавшие в Волгоград жители блокадного Ленинграда делятся воспоминаниями

  • "Мои ли это родители?": переехавшие в Волгоград жители блокадного Ленинграда делятся воспоминаниями
  • Картинка
    "Мои ли это родители?": переехавшие в Волгоград жители блокадного Ленинграда делятся воспоминаниями
  • "Мои ли это родители?": переехавшие в Волгоград жители блокадного Ленинграда делятся воспоминаниями
Город на Неве находился в смертельном кольце почти полтора года –  фашистские захватчики уничтожили все, люди гибли от голода. Свидетели тех событий сегодня живут и в Волгограде. Многие на тот момент были детьми. Им вручают почетные знаки "В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады". Награжденные поделились своими воспоминаниями.

Тамара Алексеевна Войченко родилась всего за две недели до начала блокады Ленинграда. Немецко-фашистские захватчики заключили город в кольцо, лишив его жителей еды и воды, а впереди была суровая зима.

"Бадаевские склады разбомбили, кушать нечего было, выдавали 125 граммов хлеба на детей, а на работающих – кому 150, кому 200. Это все, кушать абсолютно нечего, запасов никаких. Еще до весны кое-как кто дожил, кто крапиву сажал возле домов, кто лебеду. А так воды не было, зимой лед рубили на Неве, брали воду, таскали ведрами", – вспоминает жительница блокадного Ленинграда Тамара Войченко.

Родители Тамары Алексеевны трудились на электростанции, которая снабжала энергией Кировский завод. Тот самый, что изготавливал оружие. Им приходилось очень много времени проводить на работе, дочь отдали в ясли, ведь и дома было небезопасно: крысы, холод. В декабре умерли два брата и две сестры Тамары Алексеевны.

"Блокаду сняли, мои родители пришли в садик меня навестить, а все гурьбой идут и говорят: "Это мой папа, это мая мама". А я тоже бегу, я четыре года их не видела: "Мои ли это родители?". А потом я очень хорошо помню, была демонстрация, папа меня на руках нес. Плакали, переживали, столько слез было, люди все плакали", – рассказывает жительница блокадного Ленинграда Тамара Войченко.

После войны Тамара Алексеевна получила строительное образование и по распределению попала в Сталинград. Как штукатур-маляр женщина участвовала в восстановлении города. Приложила руку к строительству многих значимых зданий Кировского района, в том числе цехов "Химпрома", Мачтозавода, кинотеатра "Дружба" и жилых домов. Сейчас в составе совета ветеранов пенсионерка также ведет активный образ жизни – помогает плести маскировочные сети для участников СВО. 18 января Тамаре Алексеевне вручают почетный знак "В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады".

Как сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ", такие же почетные знаки получили и супруги Мария Львовна и Григорий Иосифович Файвиновы – оба дети блокадного Ленинграда.

"Моя мама только вышла из роддома, слышит, по радио объявляют, началась Великая Отечественная война. Отца, хоть он был юрист, сразу призвали в армию, и она осталась одна. Она, конечно, кормила ребенка, но есть было особо нечего. Она ела крапиву, мхи… В общем тяжелое было время", – вспоминает дитя блокадного Ленинграда Мария Файвинова.

"А порция хлеба, чтобы вам представить, в сутки выдавалась размером со спичечный коробок. Причем в нем было там 40 % муки или жмыха, все остальное – опилки. Ну и вот значит, мать там пожует во рту, чтобы жвачка была, и даст мне, чтобы я сосал", – рассказывает дитя блокадного Ленинграда Григорий Файвинов.

Мария Файвинова окончила медицинский университет и стала врачом. Григорий Файвинов достиг высот в строительной сфере, именно так и попал в Сталинград. Здесь семья вырастила двух дочерей. Воспитали трех внучек. А теперь и правнуков. Регулярно блокадники ходят в школы и рассказывают о подвиге Ленинграда.

"Самое главное после себя оставить тот костяк нашей страны, который будет поддерживать наши традиции. Наши традиции – это память. А память – это постоянная работа с молодежью. Отвечаю на вопросы ребятишек, ребятишки сейчас любознательные", – говорит дитя блокадного Ленинграда Григорий Файвинов.

С каждым годом все ценнее воспоминания людей, которые пережили одну из самых страшных страниц истории нашей страны. Блокадники уверены, что напоминать потомкам о том, какой ценой далась победа, необходимо.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация