II Фестиваль "Хор без границ" завершился исполнением мессы Эдуарда Артемьева
Фестиваль "Хор без границ", посвященный 95-летию основателя Московского государственного академического камерного хора Владимиру Минину, завершился исполнением мессы "Девять шагов к Преображению". Это сочинение композитор Эдуард Артемьев написал специально для маэстро. В Доме музыки была Дженнет Арльт.
Начали фестиваль с мессы Баха, а закончили мессой Эдуарда Артемьева – такая временная арка охватывает II Фестиваль Московского камерного хора. Сочинение Артемьева (с точным названием "Реквием "Девять шагов к Преображению") – новаторская классика, молитвы и традиционный канон погребальной службы в авторском переложении. Вместе с оркестром и хором (взрослым и детским), полноправные исполнители – рок-группа: ударная секция, синтезаторы, электро- и бас-гитары. Всего на сцене более 200 человек. "Это в 5 раз больше, чем состав нашего хора. Я бы сказал, тут исполнительные средства, как и сам автор говорил, когда мы готовили с ним рука об руку другие концерты, требуют стадионного пространства", – прокомментировал худрук и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора Тимофей Гольберг.
Помогает выстраивать масштабную звуковую картину сын композитора Артемий Артемьев. Вместе с дирижёром выверяют баланс звучания оркестра, органа и электронных инструментов. "Для Эдуарда Николаевича всегда было важной частью соединение классической музыки и рок-музыки. Во всех его произведениях вы всегда найдёте оркестр симфонический, большой состав, хор и рок-группу", – отметил композитор, продюсер, сын Эдуарда Артемьева Артемий Артемьев.
Владимир Минин заходит в зал раньше всех. Именно его коллектив первым исполнил мессу и раскрыл фирменный артемьевский разностилевой сплав классического и современного искусства, электронной, кино- и рок-музыки. Месса стала одним из последних крупных сочинений Эдуарда Артемьева, выражающим его творческий путь к созданию своей музыкальной вселенной, в которой уживаются и рок-опера, и ангельское пение. Словно барышня и хулиган, солируют сопрано Анна Нечаева из Большого театра и рок-тенор Андрей Лефлер. С мессой он знаком давно, исполнял её на мировой премьере 5 лет назад, готовил партию вместе с композитором. "Он еще до репетиций мне высылал ноты и какие-то аудио-, демо-зарисовки, мы созванивались и обсуждали нюансы, а потом уже репетировали. Потом уже в аудио-студии мы записывали вместе", – рассказал солист театра "Градский-холл" Андрей Лефлер.
"Мир музыки безграничен, одной симфонической музыки мне недостаточно", – подчеркивал Артемьев в своих интервью. Фестиваль "Хор без границ" поддерживает эту идею, создавая в своих программах духовное пространство для раздумий о смысле жизни