13 февраля 2024, 16:01 13 февраля 2024, 17:01 13 февраля 2024, 18:01 13 февраля 2024, 19:01 13 февраля 2024, 20:01 13 февраля 2024, 21:01 13 февраля 2024, 22:01 13 февраля 2024, 23:01 14 февраля 2024, 00:01 14 февраля 2024, 01:01 14 февраля 2024, 02:01

90 лет подвигу челюскинцев: о том, как в Арктике затонул пароход "Челюскин"

  • Картинка
  • 90 лет подвигу челюскинцев: о том, как в Арктике затонул пароход "Челюскин"
  • Картинка
    90 лет подвигу челюскинцев: о том, как в Арктике затонул пароход "Челюскин"
  • 90 лет подвигу челюскинцев: о том, как в Арктике затонул пароход "Челюскин"
За судьбой этой экспедиции следил весь мир. 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин". Дрейфующих на льдине людей спасли. А затонувшее судно искали почти век и нашли на дне Чукотского моря

За судьбой этой экспедиции следил весь мир. 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин". Дрейфующих на льдине людей спасли. А затонувшее судно искали почти век и нашли на дне Чукотского моря. О подробностях разведывательной экспедиции к затонувшему "Челюскину" расскажет Станислав Анисимов.

Затонувший "Челюскин" лежит на глубине 50 метров. Первые 20 – видимость отличная. Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова спускалась без каких-либо трудностей. Но как только поисковики оказались ближе к затонувшему судну – обстановка резко изменилась. "Мы спускаемся по веревке, внизу находится груз, сверху буек. Мы кидали точно в корабль, понимая что он под нами. Первое погружение было в район ходового мостика. Второе – в районе носовой части", – рассказывает основатель разведывательно-водолазной команды Константин Богданов.

Видимость на "Челюскине" не больше полутора метров, даже с серьезными осветительными приборами: их лучи отражаются от плотной взвеси. Двигаться приходилось на ощупь. И в соответствии с 3D-моделью, выполненной на основе акустической съемки многолучевым эхолотом. Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, водолаз-исследователь, пилот обитаемого аппарата: "Дело в том, что во время погружения, объект мы наблюдаем не полностью. Мы видим лишь малую часть, а получить общее впечатление об объекте, о его расположении на грунте, об окрыжающих его пространтсвах, можно только построением подобных моделей".

Попытки найти затонувший корабль начались еще в 1935 году. Спасшиеся участники экспедиции передали координаты затонувшего на дне Чукотского моря судна. Они были известны всей стране, как и маршрут экспедиции. "Челюскин" отправился в рейс по Северному морскому пути в августе 1933 года. Маршрут от Мурманска до Владивостока он должен был пройти за одну навигацию. Пароход затонул 13 февраля 1934 года в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен. Судно, изготовленное в Дании, было попросту раздавлено крепкими северными льдами. "Нахлёст листов был маленький, поэтому при деформации они смещались и резали заклепки", – объясняет внук начальника экспедиции Отто Шмидта, заслуженный врач России Федор Шмидт.

"Челюскин" шел ко дну два часа: в левом борту образовалась трещина шириной в метр и длиной в 30 метров. Перебираясь на льдину, экипажу удалось спасти не только провизию, спальные мешки с палатками, но и строительные материалы для лагеря. Вспоминает главный инженер Севморпути Виктор Ремов: "И перед гибелью боцман Загорский разрубил ванты: эти тросы, которые крепили лес топором, и тем спас этот материал. Он всплыл, и мы им пользовались".

"Челюскинцы были очень прославлены в свое время. Их активно записывали, но большинство из них – это воспоминания, записанные в 60-е годы. И даже в 82 году, еще оставшихся в живых", – делится главный специалист Научно-информационного отдела фонодокументов Михаил Лаврентьев.

Сегодня затопленное судно поросло актиниями – это затрудняет его изучение. А значит загадок у этой истории достаточно для будущих исследователей-подводников.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация