В московской усадьбе Лопухиных идет реставрация
В усадьбе Лопухиных в Москве идет реставрация. По окончании работ сюда вернется Музей Рерихов – его коллекция временно размещается на ВДНХ. Что сейчас происходит в старинном особняке на Волхонке – узнала Юлия Струкова.
За забором – усадьба с двумя разными фасадами. Наличники и крыльцо, как у терема – такой она была при тесте Петра I Федоре Лопухине в XVII веке. Но время меняло обычаи, вкусы, всё больше превращая дом в особняк в классическом стиле. От части Пречистенского дворца, где проживал императорский двор, потом квартировал Григорий Потемкин – до Музея Маркса и Энгельса в 60-х. Вот так выглядела усадьба ещё 30 лет назад – ни наличников, ни крыльца. "Его не существовало, оно было разобрано в конце XVIII века крыльцо было разобрано. По причине ветхости, как пишут в наших архивных актах. И это всё было отштукатурено, очень многие окна заложены", – рассказывает главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Галина Меньшикова.
Детали XVII века нашли под штукатуркой, утраченное восстановили ещё в 1990-х. Но недавно обнаружили трещины в стенах, пришлось заниматься усилением фундамента. Внутри – убрали временные перегородки, укрыли лестницы, полы. Реставрация коснется всех элементов пространства. "Это и стены, и потолок, и пол, и система отопления, и пожаротушения, сигнализация, охрана, климатические системы – потому что музей требует это достаточно щепетильная история, что бы везде нужная влажность", – поясняет заместитель генерального директора Музея Востока по реставрации зданий музейного комплекса Анатолий Гаращук
Это северная часть особняка, которая сильно пострадала от пожара два года назад. Сгорели кровля, часть стропильных систем, чердачных перекрытий. Эти конструкции поставили, чтоб перекрытия не рухнули совсем. "Кровлю металлистку, что смогли, накрыли. Сверху ещё накрыли тентами из плёнки, чтобы простояла зиму и продержалась до полных реставрационных работ", – сообщил инженер Сергей Тулин.
Впереди – частичная замена стропильной системы и кровли. Ещё одна задача – сохранить то, что находится в хорошем состоянии. Например, паркет. Реставрация только началась, но уже понятно, как будет выглядеть экспозиция будущего Музея Рерихов, который теперь является частью Музея Востока. "Мы проходим в пространство, в котором предполагается использовать как мемориальный кабинет Рерихов – он сейчас функционирует в Государственном музее Востока. Он будет воссоздан именно в этом помещении", – прокомментировал директор Музея Рерихов Борис Иогансон.
Наследие Николая Рериха будет в основе экспозиции – это русский и гималайский циклы, мемориальные предметы и произведения декоративно-прикладного искусства. "В постоянной экспозиции также будут представлены работы Святослава Николаевича Рериха, сына Николая Константиновича – которые так же будут постоя построены по тематическому принципу. По этой, индийский цикл, портретная галерея и другие произведения", – добавил Борис Иогансон.
Но пока впереди – реставрация. Её планируют закончить осенью 2025 года.