"Пространство, воздух, свет" – выставка пейзажей русских художников в Музее Тропинина
Что такое наш национальный пейзаж и какое влияние на него оказали итальянцы? В Музее Тропинина предлагают вглядеться в "Пространство, воздух, свет" – так назвали выставку полотен русских художников. Их увидела Ксения Егорова.
Жители московского района Давыдково сегодня вряд ли узнали бы свой район в этой идиллии у речки Сетунь. А этот московский дворик с церковью и милыми бытовыми деталями угадывается и сейчас, хотя в названии нет привязки к местности, это – Крутицкое подворье. Ради такого момента узнавания и вглядываются в пейзажи вековой давности. "Пейзаж отзывается в каждом человеке, мысленно он переносится в какие-то знакомые места и всегда находит ассоциации. Нам было очень интересно проследить как наша пейзажная живопись пришла к такому понятию как национальный пейзаж", – рассказывает куратор выставки Мария Сарычева.
Как наши художники отошли от идиллических видов гор и долин Италии, и какой путь проделали, чтобы прийти к родным сельским тропинкам и знакомым русским равнинам. Когда перестали воспринимать пейзаж, как статичную конструкцию с четкими правилами и перешли к живому впечатлению, свету и движению. "Нам хотелось показать портрет места, а это есть пейзаж. В нашем собрании очень богатая палитра, кураторы выбрали период с конца XVIII века до начала XX, а это значит, что от итальянских жанровых пейзажей Сильвестра Щедрина до уже певцов русской природы с такими именами как Шишкин, Левитан, Поленов. Безусловно большая часть посвящена Москве", – отмечает директор Музея Тропинина Ольга Журавлёва.
Без воздуха пейзаж — не пейзаж, если воздух не напишешь — значит, пейзаж — дрянь. Так говорил представитель московской школы Алексей Саврасов, один из своих мрачнейших зимних пейзажей художник создал его после потери четырех детей. Не выдержав горя, он оказался в доме престарелых, оставленный всеми, кроме любимого ученика — Юрия Козлова. Их пейзажи иногда путают даже искусствоведы, и их работы теперь рядом. "Возглавлял московскую школу ваяния и зодчества Карл Иванович Рабус. Он вёл перспективный рисунок и пейзаж. Одним из его известных учеников был, конечно, Алексей Саврасов", – поделился куратор выставки Владимир Богачев.
Пейзаж лечил душу и успокаивал сердце во все времена и при любых обстоятельствах. Морской, городской, сельский и даже индустриальный. Романтический, идиллический, эпический – большое разнообразие жанра особенно хорошо легло на нашу почву, ведь именно в России много пространства, воздуха и света.