5 марта 2024, 13:19 5 марта 2024, 14:19 5 марта 2024, 15:19 5 марта 2024, 16:19 5 марта 2024, 17:19 5 марта 2024, 18:19 5 марта 2024, 19:19 5 марта 2024, 20:19 5 марта 2024, 21:19 5 марта 2024, 22:19 5 марта 2024, 23:19

Фестиваль Context. Diana Vishneva: планы на 2024 год

  • Фото: Ирина Григорьева
    Фото: Ирина Григорьева
XII сезон фестиваля будет посвящён исследованию связи танца и архитектуры.

О теме сезона

Архитектура, как и хореография, выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени, о месте человека в этом мире. В сегодняшнем дне многие из нас с особым трепетом ищут опору, фундамент, поддержку. Context посвящает 2024 год союзу и поиску параллелей художественных смыслов танца и архитектуры.

"Составляя программу Context на 2024 год, мы постоянно анализировали, в каком направлении хотим двигаться дальше, каким мы видим этот новый, формирующийся здесь и сейчас, этап фестиваля. Это сложные вопросы, требующие времени. Поэтому сегодня Context – это ощущение другого движения, другого обновления. Во многом, осмысление новых себя и поиск нового для себя контекста.

В прошлом сезоне мы исследовали связи танца и музыки, благодаря чему сложились интересные творческие дуэты современных хореографов и композиторов, возникли и новые имена. Со всеми мы планируем в будущем продолжать работу.

В рамках главной темы года нам интересен поиск философских параллелей, ведь танец и архитектура во многом схожи. Как в танце важен пережитый телесный опыт, обычно невидимый для зрителя, так и для нас в архитектуре полезна та практика, что лежит за результатом, выраженным в той или иной статичной форме.

Задуманная еще в прошлом году тема архитектуры сегодня раскрывается для нас самих в вопросах: где наша точка опоры и какой линией нам двигаться дальше. И мы начинаем этот поиск", – Диана Вишнёва.

Главным выразительным средством архитектора являются пространственные отношения, запечатленные во времени. Главным инструментом хореографа является тело и его движения, которые представляют собой изменяющуюся в пространстве форму. Архитектура изображает физические и духовные силы, энергию, устремления, полёт мысли в пространстве и времени. В архитектурной композиции все её видимые части – стены, колонны, капители, своды – представляют собой не просто конструктивные, реально работающие детали, но их работа скрыта за внешними формами. В теле танцовщика и в художественной практике хореографа за внешней формой скрываются колоссальные усилия, которые остаются невидимыми, но именно этот пережитый уникальный телесный опыт обеспечивает современность и актуальность хореографии.

В одной из самых известных архитектурных теорий древнеримский ученый Витрувий говорит о "трёх законах" архитектуры: прочность, польза, красота. Соразмерность и соответствие этих законов можно без труда найти в хореографии. Более того, уподобление зданий формам и частям тела человека, – отвечает устройству многих архитектурных проектов, начиная с античности. Что если каждый новый хореографический проект фестиваля рассмотреть и реализовать через призму этих смыслов – его долгосрочности, его художественной и социальной пользы, его аутентичной красоты и эстетики?

Фестиваль Context выбирает символом своего вдохновения в новом году опыты великого постмодернистского автора Триши Браун – того самого отважного хореографа, которая впервые в истории отправила танцовщика импровизировать на отвесной стене нью-йоркского небоскреба. Не для того, чтобы поразить общественность цирковым трюком, а с целью художественной и научной – освоить новое пространство для танца. Триша Браун до конца своей карьеры изучала работу человеческого тела в экстремальных условиях, различные способы освоения пространства, методику сохранения равновесия, кинетические свойства движения тел в архитектурных объектах.

В новом году Context выходит за пределы театральных пространств, предлагая зрителям и авторам поменять угол наблюдения за танцем сегодняшнего дня и найти новые точки опоры современной хореографии через исследование архитектуры.

О программе

XII сезон Context. Diana Vishneva уже традиционно откроется двумя тематическими инициативами для профессионального сообщества: хореографам, архитекторам и сценографам предложат поучаствовать в совместной резиденции и создать постановку при поддержке продюсерской команды фестиваля, для опытных хореографов откроется опен-колл на реализацию своей идеи также с командой и танцовщиками Context.

Открывающим сезон зрительским мероприятием Context в 2024 году станет двухчастный проект в коллаборации с Левашовским хлебозаводом – сайт-специфик танцевальный перформанс и интерактивная инсталляция будут созданы командой из куратора, хореографа, архитекторов, композитора и танцовщиков. Связующим звеном для всех частей междисциплинарного проекта станет специально созданная архитектурная конструкция. Перформанс покажут в пространстве Левашовского хлебозавода в Санкт-Петербурге 28 и 30 марта, инсталляция будет доступна зрителям и после перформанса – до 11 апреля.

В июле Context готовит масштабную премьеру с Нижегородским Государственным академическим театром оперы и балета им. А. С. Пушкина.

"Освоение новых архитектурных пространств откликается и в нашей копродукции с культурным центром Пакгаузы в Нижнем Новгороде. Если раньше выезды в регионы были скорее поддержкой, то сегодня – это полноценное сотворчество. Региональные театры и площадки также рождают смыслы и теперь работать можно намного шире и объёмнее. Опыт фестиваля сейчас очень помогает в этом", – Диана Вишнёва.

На сцене "Пакгаузы на Стрелке" с панорамным видом на исторический центр города Context представит премьеру двух одноактных балетов по пьесам Максима Горького на труппу Нижегородского театра оперы и балета. В первом акте Павел Глухов ищет самодостаточный и полноценный хореографический язык для воплощения драмы пьесы "На дне", предлагая зрителю вовлечься в социальную игру и самостоятельно выстроить отношение к происходящему. Второй акт – балет-сказка "Девушка и смерть" Кирилла Радева погрузит в мир контрастов, где любовь и смерть становятся неразрывными частями единого сценического полотна, а современная интерпретация поэмы Горького перекликается с духом времени.

Об инициативах для профессионалах

В новом сезоне зрителей также ждёт танцевальный спецпроект ко Дню архитектуры, премьера хореографического спектакля Ольги Лабовкиной "Длить и продлевать" – о времени в контексте человеческой жизни, коллаборации Context с институциями и брендами, близкими фестивалю по духу и тематике сезона, которые фестиваль будет анонсировать в течение года.

"В прошлом сезоне мы исследовали связи танца и музыки, благодаря чему сложились интересные творческие дуэты современных хореографов и композиторов, раскрылись и новые имена. Со всеми мы планируем в будущем продолжать работу.

В рамках темы этого года нам интересен поиск философских параллелей, ведь танец и архитектура во многом схожи. Как в танце важен пережитый телесный опыт, обычно невидимый для зрителя, так и для нас в архитектуре полезна та практика, что лежит за результатом, выраженным в той или иной статичной форме. Эта тема продолжится в наших неизменных инициативах для профессионального сообщества, вышедших из истории Конкурса молодых хореографов – опен-колле и резиденции.

Для меня важно, что миссия поддержки исследовательских экспериментальных форм, изначально заложенная в основах Context, живёт. Мы по-прежнему ищем новые имена. А непрерывающийся диалог с хореографами позволяет нам видеть срез современного танца сегодня", – Диана Вишнёва.

Опен-колл для хореографов на создание спектакля в рамках темы "Танец и архитектура" XII сезона Context. Diana Vishneva

Выбранный хореограф получит возможность реализовать свою художественную идею, в рамках темы года "Танец и архитектура" и представить работу зрителю в Санкт-Петербурге. Один автор может подать несколько заявок с разными проектами, в которых локация или художественная идея связана с архитектурой. Выбранному автору будет предложено сделать проект с труппой Context – профессиональными танцовщиками contemporary dance.

Приём заявок с 5 марта по 1 мая 2024.

Подробнее – на сайте contextfest.com.

Резиденция "Танец и архитектура"поиск осязаемых форм диалога хореографии, архитектуры и сценографии

Резиденция пройдёт под руководством кураторов Context и при участии экспертов архитектурной школы "Марш". В этом году фестиваль предлагает молодым авторам взглянуть на танец и архитектуру – и не только в контексте глубины смыслов и философии, но и с точки зрения системы знаний, которые могут обогатить оба вида искусства.

Приём заявок в резиденцию – с 5 марта по 20 апреля 2024.

Подробнее – на сайте contextfest.com.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация