Выставка "Борис Годунов. История, герои, версии" открылась в Музее Чайковского
Сегодня "Борис Годунов" – признанная вершина русской оперной музыки. Но так было не всегда. Спектакль вызвал у одной части публики восхищение, а у другой – бурю насмешек и порицаний, так вспоминал о премьере оперы Римский-Корсаков. О героях и версиях этого масштабного сочинения – выставка в Музее Чайковского. Дженнет Арльт подробнее.
"Борис Годунов" – опера трудной судьбы, история создания которой не менее запутана и неоднозначна, чем хроника Смутного времени и биография русского царя. Выставка стилизованная. Заходя в это пространство, как будто бы попадаешь в царские палаты XVI–XVII веков. Причем это художественное оформление не выдуманное, оно сделано в стилистике декораций, которые использовались для премьеры оперы в Мариинском театре.
Литературный источник "Бориса Годунова" – одноименная трагедия Пушкина. Здесь же раритетный экспонат из Российского национального музея музыки – фрагмент партитуры, написанный рукой Мусоргского. Первая постановка оперы провалилась, за ее переработку взялся друг и соратник композитора по "Могучей кучке" Римский-Корсаков. Вот его редакция, которая остается самой популярной. Музыковедам известны еще несколько переработок, в частности Павла Ламма и Дмитрия Шостаковича. Большую роль в признании оперы после многих лет забвения сыграл Федор Шаляпин. Триумф русского баса и русской музыки на выставке воплощен в афишах и зарубежных программках, а также в костюмах самого певца.
Сценические воплощения оперы продолжает галерея живописных эскизов одного из лучших художников-сценографов своего времени Федора Федоровского, оформлявшего легендарный спектакль "Борис Годунов" в Большом театре в середине прошлого века. Если Федоровский создавал визуальное оформление, то музыкальному – отведена отдельная витрина. Она посвящена дирижеру Большого Николаю Голованову. Здесь его дирижерская палочка и личная партитура. Эти цветные отметки до сих пор предмет изучения теоретиков музыки и современных дирижеров.
Стилизованная колокольня добавляет пространству выставки историчности и настроения. Колокольный звон, словно еще одно действующее лицо оперы – невидимое, но слышимое, используется почти в каждой картине. "Современные выдающиеся художники, хореографы, оперные исполнители – все, мне кажется, хотят выйти и блистать в этой опере. Мариинский театр предоставил нам свои видеозаписи, наши друзья – театр "Новая опера" – предоставили нам костюмы", – рассказал генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Путь оперы к успеху был долгим, но сегодня "Борис Годунов" звучит во всех крупнейших театрах мира. Выставка в Музее Чайковского поможет понять, в чем феномен творения Мусоргского и почему интерес к нему не угасает.