16 марта 2024, 18:48 16 марта 2024, 19:48 16 марта 2024, 20:48 16 марта 2024, 21:48 16 марта 2024, 22:48 16 марта 2024, 23:48 17 марта 2024, 00:48 17 марта 2024, 01:48 17 марта 2024, 02:48 17 марта 2024, 03:48 17 марта 2024, 04:48

140 лет назад родился основоположник российской фантастики Александр Беляев

  • 140 лет назад родился основоположник российской фантастики Александр Беляев
  • Картинка
    140 лет назад родился основоположник российской фантастики Александр Беляев
  • 140 лет назад родился основоположник российской фантастики Александр Беляев
Его литературное наследие стало популярным во многом благодаря экранизациям. Незадолго до смерти писатель написал свой единственный киносценарий, который так и не был поставлен.

140 лет назад родился основоположник российской фантастики Александр Беляев. Его литературное наследие стало популярным во многом благодаря экранизациям. Незадолго до смерти Беляев написал свой единственный киносценарий, который так и не был поставлен. Чему посвящена эта история – Станислав Анисимов выяснял с помощью современных технологий.

Сценарий научно-фантастического фильма "Когда погаснет свет" Беляев написал за два года до смерти – в 1940-м. Полулежащий больной, он поднимался с постели только чтобы умыться и поработать на печатной машинке. Едва находил силы для описания героев с невероятными способностями. В библиотеке писатель-фантаст Александр Беляев, наверняка бы пользовался нейросетями, будь они в его время. Вводишь текст сценария фильма, а алгоритм создает визуальный ряд, с актерами и спецэффектами. Это ли не фантастика? Есть и первый кадр так и не поставленного фильма: это контора "Грей и ко". Она создана нейросетью на основе текста сценария Беляева: узкая комната, тесно уставленная столами, за которыми работают счетоводы. "Она начинается с полного шума, затем он начинает восстанавливаться за несколько шагов. В итоге получается первый кадр, потом этот кадр распространяется на дальнейшее видео", – объясняет разработчик генеративных моделей Яндекса Алексей Кириллов.

Главный герой – уставший и измученный бухгалтер Джон Паркер, который мечтает о полной и насыщенной жизни. "Беляева очень критиковали за то, что у него нет прямой дороги в светлое будущее, и так далее. Это была фантастика ближнего прицела, то, что находилось на периферии читательского внимания. То есть в реальность помещалось какое-то допущение, изобретение, какая-то интересная история, а все остальное бралось из жизни. Я думаю, что это помогало создавать живые образы", –рассказывает директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.

В лаборатории Паркер подвергся обработке радиоактивными веществами. Клерк получил суперсилу и неутомимость, но вместе с тем и побочный эффект: его организм стал светиться в темноте. В кинематографе воплотить такое – не проблема. Но важна не технология, а вывод, к которому приходит в своем сценарии Александр Беляев. Для главного героя, который всю жизнь провел в тени, этот свет не приносит никакой радости. Так выделяться он не привык, не говоря о том, что светящийся человек попросту пугает окружающих. Джон Паркер становится изгоем, который мечтает о том, чтобы этот проклятый свет погас. "Его лучшие вещи автопсихологичны, он сам признавался, что голова профессора Доуэля – главная сюжетная идея – родилась у него, когда он лежал в гипсовом корсете парализованный. Человек, который обладает некоей способностью, и в то же время ущербен, неспособен к жизни в обыденности", – делится руководитель научно-экспозиционных отделов Дома-музея имени М.Ю. Лермонтова Сергей Шаулов.

Отчаявшийся главный герой, начинает работать в цирке. Его сила и слабость одновременно – не больше чем очередной аттракцион. Выступает перед публикой, которая спешит поглазеть на диковину. Его сила и слабость одновременно – не больше чем очередной аттракцион в шоу уродов. Светиться Паркер перестает внезапно, как для окружающих так и для себя. Прямо во время циркового представления, на манеже. Теперь он – обычный человек, лишенный всех суперспособностей.

Кинематограф Беляев сравнивал с рулеткой: мол, экранизация – это только вариант авторского текста и не всегда удачный. Свой киносценарий Александр Беляев завершает фразой: "Будьте скромными, ведь человеческое счастье такое хрупкое". Об этом писатель знал не понаслышке.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация