20 марта 2024, 11:54 20 марта 2024, 12:54 20 марта 2024, 13:54 20 марта 2024, 14:54 20 марта 2024, 15:54 20 марта 2024, 16:54 20 марта 2024, 17:54 20 марта 2024, 18:54 20 марта 2024, 19:54 20 марта 2024, 20:54 20 марта 2024, 21:54

Юрий Фатеев: "Артист обязан учиться до последнего выхода на сцену"

Исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра, заслуженный артист России, лауреат премии "Душа танца" Юрий Фатеев – о проекте "Большой балет", отборе участников и советских хореографах, повлиявших на развитие мирового балетного искусства.

Заслуженный артист России Юрий Фатеев с 2008 года руководит балетной труппой Мариинского театра. В 2018-м за вклад в развитие отечественной хореографии его провозгласили "Рыцарем танца" – это одна из почетных номинаций профессиональной премии "Душа танца". Юрий Валерьевич входил в жюри балетного "Оскара" – международной премии Benois de la Danse – и крупнейших международных конкурсов. Свои пожелания настоящим и будущим участникам проекта "Большой балет" Юрий Фатеев передал в интервью нашему обозревателю Юлии Кабаевой.

– Юрий Валерьевич, артисты Мариинского театра не первый год участвуют в конкурсе "Большой балет" и уже входили в число победителей. В предыдущем сезоне это была первая солистка Мария Хорева, в пару с которой встал вне конкурса премьер Владимир Шкляров. А в 2016-м жюри и зрителей покорили Рената Шакирова и Кимин Ким.

Юрий Фатеев: А до этого был еще Андрей Ермаков в паре с Викторией Терёшкиной. И Надежда Батоева.

– Выступавшая в паре с Эрнестом Латыповым – в 2016 году. Расскажите, как происходит отбор участников?

Ю.Ф.: Я рассматриваю этот проект как прекрасную возможность популяризировать молодых исполнителей, сделать их известными для широкого круга почитателей балетного искусства, так как это может телевидение. Поэтому выбирая кандидатуры для участия, ориентируюсь на перспективу развития артиста и его возможности раскрыться в будущем. Я считаю, что проект "Большой балет" – это еще и замечательная возможность испытать себя в сложных условиях соревнования, возможность показать себя не только в сценических образах, но и проявить актерское и личное обаяние, общаясь с жюри и ведущими.

Большой балет. 5-й сезон. Мария Ильюшкина и Эван Капитен
Фото: Михаил Логвинов

– В новом сезоне выбор пал на Марию Ильюшкину и Эвана Капитена. Почему именно этим артистам доверили представлять молодое поколение Мариинского театра?

Ю.Ф.: Мария Ильюшкина – прекрасно развивающаяся артистка, которая нравится мне, помимо таланта, внешних данных и способностей, своей беззаветной любовью к профессии, к танцу и к родному театру, выраженной в служении и работе. Эван недавно служит в театре и за сезон успел очень многое впитать в себя и многому научиться. Это прекрасный, внимательный партнер, с которым очень нравится танцевать балеринам, и органичный, с хорошим вкусом танцовщик. Они вместе станцевались в этом сезоне, и мне нравится эта органичная, дополняющая друг друга пара.

– Мария – выпускница Вагановской академии, а Эван – воспитанник старейшей в мире балетной школы – при Парижской опере. Вы могли бы на примере этих артистов рассказать об особенностях двух национальных школ?

Ю.Ф.: Это не совсем так. Эван начинал обучение в Школе Парижской оперы, но заканчивал в Минске, поэтому у него присутствует и французская и русская школа. Обе школы объединяет приверженность к академическим основам классического танца, но, безусловно, есть и отличия. Сейчас мы совместно работаем над тем, чтобы ярче выявить плюсы французской школы и освоить сильные стороны русской. Эван прекрасно умеет учиться, и сезон, проведенный в Мариинском театре, это показал, потому что настоящий артист обязан учиться до последнего выхода на сцену, без этого мгновенно наступает артистическая деградация. Мария учится все время и постигает премудрости профессии не только на репетициях и в классе, но и много работает дома, учитывает опыт коллег и, конечно, партнеров.

Большой балет. 5-й сезон. Мария Ильюшкина и Эван Капитен
Фото: Михаил Логвинов

– Вы входили в состав жюри крупнейших международных конкурсов артистов балета – Московского и Youth America Grand Prix. Какое впечатление с точки зрения организации, уровня сложности задач, ставящихся перед участниками, и влияния на их судьбу на вас производит "Большой балет"?

Ю.Ф.: Конкурс – это всегда стресс и испытание на прочность. Есть конкурсные артисты, а есть не конкурсные, и это совсем не значит, что это неинтересные артисты, просто у всех разная психосоматика и возможности. Сейчас выступления танцовщиков на конкурсах включают в основном наборы технических сложностей и подчас напоминают спортивные соревнования. В "Большом балете" есть возможность показать свои артистические способности, и именно общение в кадре с жюри и ведущими хорошо дополняет образ исполнителя после выступления. Потому что прежде всего хочется видеть на сцене Личность и Артиста, который запомнится своей энергетикой и магией, а не высотой взятой планки. Иногда красивая линия, взгляд, музыкальное прочтение и видение партии намного ценнее и значительнее, ведь именно это и делает балет элитарным искусством. Условия на проекте могут быть самыми сложными – это и очень плотный график, и разные по жанрам балеты, и сложнейшие графики съемок, когда время записи может быть и за полночь.

Большой балет. 5-й сезон. Мария Ильюшкина и Эван Капитен
Фото: Михаил Логвинов

– Вы танцевали в постановках советских балетмейстеров ("Ромео и Джульетта", "Сотворение мира", "Витязь в тигровой шкуре"), их наследию посвящен и один из выпусков нашего проекта. Какой след в мировом балетном искусстве оставили советские хореографы?

Ю.Ф.: Всё то наследие, которое мы и сейчас имеем в репертуаре театра, является нашей историей, и с разной долей влияло и продолжает влиять на эстетику последующих поколений. Трудно переоценить воздействие, оказанное на мировой балетный театр Федором Лопуховым, Василием Вайноненом, Ростиславом Захаровым, Леонидом Лавровским, Юрием Григоровичем, Константином Сергеевым. С гордостью могу сказать, что все они творили в Мариинском театре. Все это давало развитие мировому балету и оказывало влияние на творчество выдающихся мировых хореографов.

– Какое напутствие вы бы дали настоящим и будущим участникам проекта "Большой балет"?

Ю.Ф.: Во-первых, работать, не жалея себя, и уметь терпеть. Во-вторых, верить в свои силы. В-третьих, не ждать быстрого результата. В-четвертых, развивать не только мышцы, но и голову. И всегда получать удовольствие от работы!

Смотрите новый выпуск проекта "Большой балет" 23 марта в 17:10. Участники исполнят па-де-де и вариации из балетов советских хореографов. А предыдущие выпуски опубликованы на медиаплатформе СМОТРИМ.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация