Театр Терезы Дуровой показал необычную версию "Моцарта и Сальери"
Ещё одну версию взаимоотношений Моцарта и Сальери предлагает Театр Терезы Дуровой. Музыкальную драму по мотивам "Маленькой трагедии" Пушкина поставила сама руководитель. О роли сплетен в истории – Ксения Луженкова.
В пушкинской трагедии увековечена антитеза – гениальный Моцарт и завистливый Сальери. Одаренный композитор незаслуженно считается злодеем-эпигоном. "Моцарт и Сальери. Версия" – это соединение литературного и исторического материалов. Пьеса из Пушкинского цикла "Маленькие трагедии" дополняется фактами Миланского процесса 1997 года, на котором Антонио Сальери признали невиновным в отравлении Моцарта. "Мы как бы играем в один акт два разных совершенно спектакля. Сначала мы уходим в 1700... очень далекий год, потом мы возвращаемся в 1997-й, и только потом мы читаем Пушкина", – рассказала художественный руководитель и главный режиссёр "Театра Терезы Дуровой", народная артистка России Тереза Дурова.
"С одной стороны, мы просто попытались помочь современному зрителю осознать этот материал в более практическом применении, если можно так сказать. С другой стороны, хотелось человеку по фамилии Сальери привнести справедливость, обелить его", – поделился драматург, заведующий литературной частью "Театра Терезы Дуровой" Артём Абрамов.
В спектакле Терезы Дуровой осмысляются феномены непорочности гения и ревности к таланту. "Пушкин действительно пишет, что вот гений – гений, что ему всё вроде бы как легко дается. Мне кажется, что это отчасти благодаря его детскому нраву. Из-за этого он легкий. У Сальери такой лёгкости нет", – отметил актёр Михаил Бубер.
Два временных плана – XVII век и период Миланского процесса – объединяет музыка Моцарта и Сальери. Произведения олицетворяют и гиперболизируют чувства героев. "Версия" – пространство между истиной и фантазией", – восклицает журналист. Этот герой на театральной сцене преодолевает обман времени и восстанавливает историческую справедливость. "Это подлинная история. Именно журналист когда-то запустил такую версию, такое путешествие. Да, сейчас мы обсуждаем "Моцарт и Сальери". Действительно было так, как написал Пушкин, или так не было?", – рассуждает актёр Даниил Исламов.
"В музыке не солгать, а в буквы можно внести всякое", – таков эпилог. В театре Терезы Дуровой определяют грань между реальной исторической личностью и художественной выдумкой.