Пушкинский музей приглашает на выставку к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга
"От цвета к свету" следовал в своем творчестве художник Владимир Вейсберг. Выставка к 100-летию со дня рождения одного из мастеров неофициального искусства открылась в Пушкинском музее. О художнике-философе – Юлия Кундрюкова.
В Пушкинском самая большая коллекция работ Владимира Вейсберга. Дело в том, что это был любимый музей художника. Он даже устроился сюда разнорабочим. Всё для того, чтобы увидеть шедевры Дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года. Работа позволяла часами разглядывать полотна в основном импрессионистов. Этот натюрморт он написал под впечатлением от полотна "Персики и груши" Поля Сезанна. Если бы не пачки сигарет, авторов можно было бы и перепутать. Но уже в этой работе Вейсберг как будто стремится пойти дальше. "Многообразие рефлексов, которое дают и металлическая тарелка, и белая салфетка, раскладывается у Вейсберга на множество оттенков, которые уже через пару лет превратятся в жемчужно-серые переливы. Уйдет подробность, уйдет формальный подход", – рассказала советник дирекции ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор выставки Елена Каменская.
Выставка начинается с работы "Куст" – одна из немногих живописных, созданных на пленэре. Вейсберг не любил писать красками живую натуру, так как природа слишком изменчива и капризна. Он стремился отразить мельчайшие подробности цвета и света, поэтому его пейзажи в основном в графике. Яркие цвета поначалу он использовал довольно жадно. Пестрые работы были сделаны еще и с помощью жирных объемных мазков, но постепенно он начинает класть краски более ровно, а цвет приглушать. Окончательно свой подход Владимир Вейсберг изменил после того, как выступил с докладом на научном симпозиуме, куда его пригласил художник Вячеслав Иванов. В докладе Вейсберг утверждал, что художник достигает пика творчества, когда уподобляется младенцу в своем восприятии цвета и формы. Это не чувственное, не аналитическое, а подсознательное восприятие. Художник ставит перед собой задачу бесконечно растягивать цветовую шкалу. Так появляется его "невидимая живопись". Этот термин Вейсберг придумал сам. Изображения на полотнах по его задумке должны были восприниматься зрителем на другом, неформальном уровне. Он говорил: "При совершенном видении мы видим гармонию, а предмета не замечаем". Математически точный подход к формам, как у Сезанна, сочетается с почти исчезающим цветом, но монохромными эти работы назвать нельзя. "Работы его, так называемого, белого периода написаны полной палитрой. Это не тональная живопись, где просто светлее и темнее. Это всегда цвет, он просто разбавлен сильно белилами. Он говорил про себя: "Я хочу растянуть цветовую шкалу", – поделилась главный куратор Фонда Владимира Вейсберга Елена Руденко.
С портретов тоже постепенно исчезают яркие краски и детали. Образы без бытовых подробностей, как на "Портрете семьи Щегловых", – это стремление Вейсберга отобразить психологическое состояние героев, передать ощущение от фигур и контуров. Главным исследователем произведений Владимира Вейсберга была Анна Чудецкая, хранитель его коллекции в Пушкинском. Именно она определила путь художника как движение от цвета к свету.