Выставка "Мультичеловек 2" – в Галерее фиджитал-искусства VS Gallery
Идея о том, что человек – центр мироздания, держалась долго, с античных времён, успешно конкурировала с другими теориями того, что есть человек, о чём сообщает его тело. Искусство эту идею старательно поддерживало и развивало, особенно в эпоху ренессанса, как известно. А потом произошёл сбой. Художники перестали доверяться философам. У кубистов, экспрессионистов, сюрреалистов был уже собственный взгляд на человека, облик его они низвели до комбинации органов и частиц. Казалось, дальше некуда. Нет! Пошли дальше!
Цифровое искусство даёт художникам очередной шанс, разглядеть в человеческом теле что-то ещё, чего не было видно прежде. На самом деле не разглядеть (ничего там нового нет), а что-то новое вообразить. Искусственный интеллект, нейросети и прочий цифровой арсенал позволяет художникам в исследовании человеческого тела зайти очень далеко, пугающе далеко. Один из таких бесстрашных – Ринат Абдрахманов, автор проекта под названием "Мультичеловек- два".
Есть ли что-нибудь более архетипичное, чем человеческое тело? Художник Ринат Абдрахманов отвечает: "вряд ли". И открывает персональную выставку на территории Московской VS Gallery. Фиджитал-искусство – в действии: это когда есть некое произведение в цифровом формате – по-английский диджитал, которое можно перенести в физический мир – физикал, – например, напечатать как фото. "Это печать на алюминиевой основе – "дибонд", на нее накатывается профессионально отпечатанное изображение, а дальше это заливается бакриловым стеклом. И здесь мы получаем очень хороший вариант работы именно для цифрового искусства, когда у нас есть статичное изображение, и мы его можем отпечатать с максимальным качеством, без потери резкости", – пояснил куратор выставки, исполнительный директор VS Gallery Александр Карлявин.
Эти работы – результат исследования художником человеческого тела. Всё изменчиво, и тело меняется вместе с окружающим миром. Можно было бы подумать, что из природного тело превращается в техногенное. Но художник как будто избегает этого: ведь природа в нашем мире пока ещё жива. Человеческий глаз способен увидеть лишь часть вселенной, а сознание способно охватить только трехмерное пространство. Но мир глубже и многомернее. Тему квантовой физики Ринат Абдрахманов стремился отразить в этой работе под названием "Квантовый танец". "Если мы наблюдаем ее с дистанции, мы можем различить и увидеть какой-то силуэт человека. Но если мы приблизимся и потратим ресурс времени в нашем внимании для того, чтобы посмотреть вглубь ближе и дальше, мы можем увидеть целые миры: пейзажи, горные массивы", – говорит художник, фотограф Ринат Абдрахманов.
Мультилюди Рината Абдрахманова – очень разные. Есть среди них те, которые похожи на героев с картин художников-прерафаэлитов. Их тела покрыты цветами и бабочками. Но рядом работа, которая может и вдохновить, и внушить отвращение: обнаженная натура и тут же – отталкивающая изнанка человеческого организма. "Это работы в первую очередь о том, как может меняться наше тело, будет ли оно меняться, является ли это необходимым продолжением дальше некого цифрового существования человека", – отмечает Александр Карлявин.
По мнению художника, научный прогресс – это лишь маскировка негласной массовой идеологии, которая подразумевает выход человека за границы своей же природы. Такое стремление всегда связано с желанием преодолеть смерть. Эту возможность даёт нам цифра – мы можем писать книгу своей жизни в соцсетях в мельчайших подробностях, и всё это останется в альтернативной цифровой реальности на века. Но в этой реальности нет места настоящей жизни. Разве что угадывается форма – как архетипичный силуэт человеческого тела.