24 апреля 2024, 08:19 24 апреля 2024, 09:19 24 апреля 2024, 10:19 24 апреля 2024, 11:19 24 апреля 2024, 12:19 24 апреля 2024, 13:19 24 апреля 2024, 14:19 24 апреля 2024, 15:19 24 апреля 2024, 16:19 24 апреля 2024, 17:19 24 апреля 2024, 18:19

Крупнейшую коллекцию агитплакатов показали в Выставочном зале федеральных архивов

  • Крупнейшую коллекцию агитплакатов показали в Выставочном зале федеральных архивов
  • Картинка
    Крупнейшую коллекцию агитплакатов показали в Выставочном зале федеральных архивов
  • Крупнейшую коллекцию агитплакатов показали в Выставочном зале федеральных архивов
Экспозицию посвятили Владимиру Маяковскому как одному из создателей знаменитой серии плакатов.

Историко-документальная выставка "Пятнами красок и звоном лозунгов" открылась в Выставочном зале федеральных архивов. Экспозицию посвятили Владимиру Маяковскому как одному из создателей знаменитой серии плакатов "агитатору, горлану, главарю". Репортаж Юлии Кундрюковой.

Три года, с 1919-го по 1921-й, велась протокольная запись "Пятнами красок и звоном лозунгов". Эта цитата из статьи "Прошу слова" Маяковского стала названием выставки в Госархиве. 105 лет назад вышел первый номер "Окон сатиры РОСТА". Выставку разбили на несколько частей, каждая из которых посвящена основным темам "Окон РОСТА": гражданская война, борьба с интервенцией Антанты, мировая революция. Всего в госархиве 250 комплектов "Окон РОСТА". Их оцифровали и атрибутировали только летом, поэтому всё, что здесь представлено, мы видим впервые. Это карикатуры художника, который окончил Одесское училище, а потом уехал учиться в Париж. Амшей Нюренберг, вернувшись на родину, стал писать карикатуры для "Окон РОСТА". Говорил, что именно в этом жанре виден и важен уровень художника, карикатура требует идеального рисунка. В отличие от тех плакатов, которые делал, например, Маяковский. "Плакаты имели дело иной раз с очень сложными политическими вопросами, задачами, которые нужно было очень чётко, очень лаконично пояснить. На плакате каждая деталь несла смысловую нагрузку. При этом нельзя было как бы создавать шумные композиции. Деталей не должно было быть много", – пояснила искусствовед Елена Джалилова.

Агитационные плакаты, которые создавали художники и поэты совместно с Российским телеграфным агентством, поначалу выходили в единственном экземпляре. Потом художники стали делать трафареты и штамповать сотни экземпляров. Эти плакаты не имели особой ценности, когда "Окна РОСТА" закрыли. Сохранились они только благодаря энтузиастам. "Художник, трафаретчик Николай Дмитриевич Виноградов вместе с одним из создателей этих "Окон" Михаилом Черемныхом в буквальном смысле спасает эту коллекцию. Эта огромная коллекция потом расходится по музеям", – рассказала руководитель Выставочного зала ГАРФ, куратор выставки Наталья Пискарева.

Одна из главных тем "Окон РОСТА" – гражданская война. Сегодня историки признают: эти агитационные плакаты сыграли огромную роль во внутренней политике того острого периода. "ТАСС создавалось как агентство, которое было единственным и единым органом передачи официальной государственной информации. Чтобы дойти до души каждого человека, нужно было придумать именно такую форму", – отметил генеральный директор информационного агентства ТАСС Андрей Кондрашов.

И внешняя политика была на повестке у "Окон": противостояние Антанте на плакатах было очень острым. Поддерживали "Окна" и красноармейцев, сражавшихся с панской Польшей. Но и внутренние проблемы не остались без внимания: яркие лозунги призывали к борьбе с разрухой и голодом, вдохновляли на восстановление хозяйства страны. Три ярких, авангардных года "пятнами красок и звоном лозунгов" вошли в историю искусства как уникальный пример синтеза политики и искусства.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация