"Ars Sacra nova. От мифа к символу" – выставка в Доме русского зарубежья
"От мифа к символу" шли Билибин, Васнецов, Корин и другие художники. Этому движению посвящена выставка в Доме русского зарубежья. Почему русский модерн искал новые формы и смыслы в древнем народном искусстве? Ответ – у Юлии Кундрюковой.
Ars Sacra nova – новое сакральное искусство, мощное явление рубежа XIX-XX вв. Время перемен и надвигающихся потрясений остро чувствовали художники. Они искали опору и нашли в традициях, древнерусском искусстве и религии. Художники с особым интересом относятся к древним старообрядческим иконам. Чаще всего они предавались по наследству, но именно в этот период обретают особую ценность. "Странным образом личностное, семейное становится импульсом, который вдруг создает новое символистское направление в искусстве – стиль в поисках Руси, который в архитектуре: Щусевские фасады Казанского вокзала или великого произведения Щусева – храма на Куликовом поле. В живописи – Михаил Нестеров, Дмитрий Стеллецкий", – рассказала куратор выставки Любовь Агафонова.
Совсем свежее поступление в собрание Дома русского зарубежья. Портрет епископа Иннокентия выполнен в стиле лубка. Автор картины – Дмитрий Стеллецкий писал в эмиграции, что "только изучая художественное наследие предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту". Ещё одна работа, которую в нашей стране никто не видел – "У стен Кремля" Леонида Браиловского. Около 80-ти лет она хранилась в фондах Ватикана, где была мастерская художника.
"Мы показываем художников, которые на этой выставке, которые жили в советском союзе, и художников, которые были в эмиграции. У них есть одно объединяющее начало – это любовь к России, к русской истории и верность православной вере", – отметил, директор Дома русского зарубежья им. Солженицына Виктор Москвин. О том, что нас ждет после смерти, художники фантазировали даже в тот период, когда активно насаждался атеизм. В художественной среде было несколько последователей философии Николая Федорова, космиста. Они мечтали о других планетах, куда отправляются души после земной жизни.
"Свершилась революция, безбожная пропаганда говорит только о материальном. В советской полуголодной России Женя Чекрыгин и одна из работ Раисы Флоренской, родственницы отца Павла Флоренского, продолжают искать рай", – добавила Любовь Агафонова. Смирнов-Русецкий заглянул в совсем уж неизведанное, представил сотворение мира. Петр Фатеев фантазировал о неизвестных цивилизациях. А Борис Анисфельд предсказывал ужасы войны на холсте "Четыре всадника Апокалипсиса". Васнецов, Билибин, Нестеров – работы даже этих художников на выставке большинству неизвестны. Ведь основа экспозиции – полотна из частных собраний